ПО СТРОЙТЕХНИКА
оборудование для строителей России с 1971 года

+7(499)265-0917, (499)265-0918, (800)301-0545 Сделать звонок

Состояние и перспективы авиационной отрасли, строительства аэропортов

Генеральный директор Ассоциации гражданский авиации "Аэропорт" Горбачев В.И. Доклад на отраслевой конференции в Московском автомобильно-дорожном техническом унверситете (МАДИ), кафедра "Дорожные строительные машины", секция по специальности "Комплексы аэродромно-технического обеспечения полётов авиации".

На сегодняшний день (2016-2017г.г.) в России эксплуатируется немногим более 1 тысячи воздушных судов, осуществляющих коммерческие перевозки (пассажирские и грузовые) и примерно около 1 тысячи вертолётов, задействованных в народном хозяйстве. Для сравнения: во времена СССР использовалось около 10 тысяч лётных аппаратов. Хотя при этом можно учитывать, что ёмкость воздушных судов увеличилась.

В любом случае, объём перевозок существенно сократился. На настоящий момент по этому показателю отрасль опустилась ниже уровня 1978 года. Тогда было перевезено 97 млн. пассажиров и 2,5 млн. тонн грузов, сейчас перевозится 93 млн. и менее 1 млн. тонн в год, соответственно.

В настоящее время резкий спад объёмов перевозки произошёл по трём направлениям: Турция, Египет и Украина. К сожалению, падение пассажиро- и грузопотока не смогли компенсировать внутренними перевозками. В этом сегменте основная причина - проблемы с наземной инфраструктурой отечественных аэропортов и аэродромов.

На сегодняшний день в России осталось всего 254 гражданских аэропорта. И это при том, что в 1991 году их было 1450...

Сокращение количества аэропортов происходило, в том числе, и по объективным причинам: например, выезд жителей из регионов Сибири и Дальнего Востока. Произошло резкое возрастание стоимости перелётов, уменьшение покупательной способности. Содержать аэропорты без государственной поддержки стало невозможным, а у государства бюджета не хватало...

Но были закрыты и достаточно крупные аэропорты. Например, известный аэропорт "Быково" регионального значения, который обеспечивал объём порядка 1млн. 250тыс. пассажиров в год.

Есть и исключения, например, аэропорт "Жуковский" стал активно развиваться. Это был всегда "закрытый" аэродром экспериментальной авиации, предназначенный для проведения испытаний военной, специальной и гражданской техники. Он находится под управлением госкорпорации "Ростех". Однако, как известно, сначала этот аэродром стал использоваться как площадка для авиакосмической выставки и шоу "МАКС", а теперь его превратили в международный аэропорт.

Вновь построенный аэропорт Жуковский

Что интересно: строительство аэропортового комплекса "Жуковский" велось при финансировании частной литовской компании, и на настоящий момент литовская сторона представлена большинством в совете директоров управляющей компании, т.е., фактически, аэропорт управляется представителями Литвы - страны НАТО. Как такое было допущено в отношении важного, стратегического объекта - совершенно непонятно...

Возвращаясь к статистике - как распределяются по статусу оставшиеся 254 аэропорта РФ:
74 аэропорта международного класса
92 аэропорта имеют статус федерального значения
остальные аэропорты - региональные и местных воздушных линий

Для сравнения с другими странами:
в Германии - 539 аэропортов
в Великобритании - 460
во Франции - 474
в Финляндии - около 300
в Бразилии - 4093
в Мексике - 1714
в Аргентине - 1138
в Канаде - 1467

В США общее количество аэропортов и аэродромов, включая коммерческие и частные - порядка, 14000, а крупных аэропортов, осуществляющих только коммерческие перевозки - около 6000.

У нас в стране 73 аэропорта переведены в статус Федеральных казённых предприятий, что позволяет поддерживать их жизнедеятельность, несмотря на финансовые показатели. На это ежегодно из бюджета выделяется около 4 млрд. рублей. В этом статусе больше всего аэропортов находится в районе Сибири и Дальнего Востока.

Также на сегодняшний день действует Федеральная целевая программа развития аэродромной сети, которая предусматривает расходы на содержание, ремонт и поддержание аэропортов и аэродромов. На это выделяется порядка 30-40 млрд.рублей.

Вызывает вопросы система организации структуры управления: власти выделяют средства на поддержание государственной собственности аэродромов и аэропортов, но привлекают для этого частные компании. Таким образом, основные капитальные сооружения в собственность не передаются, но тратятся колоссальные средства на их содержание. Возможно, было бы целесообразным, передать такие, наиболее затратные составляющие частным компаниям, чтобы они несли расходы самостоятельно. Например, государство ежегодно перечисляет около 2 млрд. рублей на поддержание аэродрома "Домодедово", хотя владельцем всех аэропортовых структур является частная компания ("East Line"), почему бы ей не нести тогда все связанные расходы самостоятельно?

строительство нового терминала аэропорта Домодедово

Планы развития отрасли

Перспективы развития весьма плачевные. В планах строительства на ближайшие годы предполагается создание всего одного нового аэропорта - "Платов-Южный" в Ростове-на-Дону. И опять-таки, государство берёт на себя основные расходы по строительству аэродрома, после чего сдаёт его в пользование частной компании и ещё будет платить ей за содержание. Частная компания возводит комплекс аэропортовых сооружений.

строительные работы на новом объекте строительное оборудование и техника на возведении аэропорта Южный

Помимо этого единичного строительства предполагается ещё только реконструкция и развитие уже существующих аэродромов. Хотя те значительные средства, которые выделяются государством по федеральной целевой программе подготовки 14 аэропортов к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, могли бы пойти и на создание новых объектов.

К примеру, строительство одной только новой (третьей) взлётно-посадочной полосы в "Шереметьево" обойдётся в 100 млрд. рублей.

строительство новой взлётно-посадочной полосы Шереметьево подъёмная техника на строительстве транспортного терминала

Чтобы возродить региональные и местные авиаперевозки государству необходимо пойти на существенные меры поддержки, прежде всего, на налоговые льготы. Но этого пока, к сожалению, не происходит.

***
Развитие сети аэропортов и аэродромов связано также и с другой проблемой: на чём летать? На сегодняшний день 85% всех перевозок осуществляются на импортной воздушной технике: Boeing, Airbus, Bombardier и пр.

Если говорить про импортозамещение, то можно конечно вспомнить про то, что у нас ещё стоит на хранении около 1200 самолётов АН-2, но вспомним также и про то, что летать они начали с 40-х годов...

Все мы ждём обещанных среднемагистральных самолётов "Супер Джет" и "МС-21", но даже в случае успешного завершения работы по их созданию и доводке, учитывая мощности наших предприятий, рассчитывать на быстрое импортозамещение не приходится. В сегменте дальнемагистральных мы можем заменять Боинги 747 и 777 на Ил-96, но, опять-таки, они могут производиться в количестве всего 2-3 машин в год...

Можно констатировать, что на сегодняшний день, авиация стала элитарным видом транспорта, так как всего только 7-8% населения может позволить себе пользоваться этим видом передвижения.

***
Специалисты Производственного объединения Стройтехника также принимали участие в данной конференции. За свою длительную историю компания и её специалисты тоже участвовали в строительстве объектов гражданской авиации, реконструкции и развитии аэропортов. Поэтому они выражают солидарность с позицией докладчика относительно оценки ситуации и его тревогой за состояние отрасли.


| Применение авиации в строительстве >>


На главную Архив: раздел специалиста строителя


Соpуright ПО «Стройтехника» Копирование материалов сайта запрещено. См. Раздел о защите авторских прав, условиях использования ресурса и сотрудничества.