Тяговые органы подъемного оборудования
Основным тяговым органом лебедок являются стальные канаты, получившие широкое применение благодаря своей гибкости во всех направлениях и большой надежности в работе. В условиях строительства при использовании подъемного оборудования возможны следующие случаи расчета подъемного каната, в которых требуется:
1) подобрать конструкцию и диаметр каната, исходя из весов груза и грузозахватного приспособления, кратности полиспаста и диаметра барабана;
2) определить грузоподъемность, исходя из конструкции и диаметра каната и кратности полиспаста;
3) определить кратность полиспаста, исходя из диаметра и конструкции каната и веса груза с грузозахватным приспособлением.
При огибании блока или барабана в канате, помимо растягивающих напряжений, появляются напряжения изгиба, а также контактные напряжения между наружными проволоками и ободом блока. Эти дополнительные напряжения исчезают при выпрямлении каната, т, е. имеют переменный характер, и, следовательно, служат причиной усталостных явлений, приводящих после определенного числа перегибов каната к постепенному разрушению его проволок. Для увеличения долговечности каната подъемника необходимо добиваться:
1) увеличения диаметра барабана и блоков с целью уменьшения напряжений изгиба прядей;
2) понижения напряжения растяжения в проволоках с целью уменьшения контактных напряжений и силы трения между прядями;
3) уменьшения числа перегибов каната путем сокращения числа направляющих блоков;
4) исключения возможности перегиба каната на блоках в различных направлениях для предотвращения знакопеременного характера изгибающих напряжений, при котором каждый перегиб равносилен примерно двукратному перегибу в одном направлении.
Пригодность каната к эксплуатации ограничивается (по обязательным нормам) предельным числом обрывов проволоки на длине одного шага свивки. Разрыв канатов при нормальной работе происходит не внезапно, по мере износа начинают рваться отдельные проволоки; в зависимости от числа порванных проволок, приходящихся на 1 пог. м, можно судить о степени износа каната. Основные причины, вызывающие разрыв канатов: недостаточная прочность каната, износ или местные повреждения каната и подтягивание крюка до упора при работающем механизме подъема. Барабаны лебедок обычно литые или сварные. Рабочие поверхности их чаще всего гладкие, рассчитанные на навивку каната в несколько слоев (до 5). Гладкие барабаны имеют на торцах реборды, возвышающиеся над последним слоем навивки на 1,5 - 2 диаметра каната. Навивка каната в несколько слоев сокращает габариты барабана, но снижает срок службы каната. При малой канатоемкости поверхность барабана может иметь винтовые канавки, в которые ложится канат, подвергаясь при этом меньшему износу. Крепление каната осуществляется зажатием его клином в теле барабана или накладными планками. Остановы и тормоза. Остановы (стопорные устройства) служат только для предотвращения произвольного опускания груза и удержания его на заданной высоте; наиболее распространены храповые остановы (зубчатые храповики). Напротив, тормоза устанавливаются не только на подъемном механизме, но также и на элементах грузоподъемного оборудования, осуществляющих его поворот или передвижение (что предписывается официальными правилами).
<< Пневморазгрузчики, цементное оборудование | Подъёмники в строительстве и промышленности, виды и область применения >>
На главную | Архив: информация, материалы |