Зубчато-фрикционные лебедки подъемников
Зубчато-фрикционные лебедки характеризуются наличием в системе передачи от двигателя к барабану муфт включения (жесткая кинематическая связь отсутствует), благодаря чему они могут иметь несколько барабанов при одном двигателе. Каждый барабан имеет свои муфты включения и тормозное устройство и может работать независимо от других. В лебедках этого типа подъем груза происходит на режиме двигателя. Опускание же происходит за счет силы тяжести груза при отключенном от двигателя барабане. При этом скорость опускания может быть больше скорости подъема и регулируется тормозом. Лебедками данного типа оборудованы конструкции грузовых мачтовых подъемников, лифтов, а также ковшовых подъемников. Обычно опускание груза на тормозе производят со скоростью, не превышающей скорости подъема, скорость же опускания порожнего крюка или тары доходит до 4 - 5 м/сек. От двигателей для таких лебедок не требуется свойства реверсирования, что дает возможность применять не только электромоторы, но и двигатели внутреннего сгорания. Кинематические схемы зубчато-фрикционных лебедок характеризуются, как правило, наличием промежуточного вала, расположенного либо между двигателем и барабаном, либо перед барабаном. В последнем случае переход от однобарабанной к двух- и многобарабанной лебедке осуществляется введением зубчатого колеса второго барабана в зацепление с ведущей шестерней промежуточного вала; при этом второй барабан получает вращение того же направления, что и первый.
Основным узлом лебедки является барабанный (главный) вал в составе барабана, фрикционной муфты, тормозных устройств и механизма управления. Барабан сидит на валу свободно и связан с зубчатым колесом при помощи фрикциона. Соединение барабанного вала с промежуточным осуществляется при помощи зубчатой цилиндрической передачи. В зубчато-фрикционных лебедках применяются конусные (преимущественно с осевым нажатием) и ленточные фрикционы. Принцип действия конусного фрикциона с осевым нажатием состоит в том, что на барабан при помощи винтового механизма оказывается осевое давление (нажатие), возбуждающее трение между коническими поверхностями, достаточное для передачи вращающего момента от ведущей части фрикциона, связанной с зубчатым колесом, к ведомой, составляющей одно целое с барабаном. С целью увеличения трения поверхности соприкосновения выполняются из прессованного асбеста (зачастую армированного медной проволокой) или из дерева (клен, дуб). Фрикционы конусного типа используются в скиповых подъемниках бетоносмесителей. Конусные фрикционы с осевым нажатием могут быть одно- или двухконусными. При одном и том же диаметре средней окружности поверхности трения двухконусных фрикционов подвергаются вдвое меньшему удельному давлению, нежели одноконусные. Осевое нажатие осуществляется от руки: гайку, навернутую на ось барабана, поворачивают при помощи рукоятки и этим через посредство упорного подшипника прижимают барабан к шестерне; поворотом рукоятки в обратную сторону барабан отводят от шестерни, т. е. отключают.
<< Строительные материалы для фундамента | Виды кирпичной кладки и используемые средства подмащивания >>
На главную | Архив: информация, материалы |