Пластинчатые цепи грузовых подъемников
Эти цепи изготовляют из стали 40, 45 и 50 с временным сопротивлением растяжению 570... 600 МПа. Цепи состоят из пластин, шарнирно соединенных между собой пальцами. Число пластин в цепи увеличивается с возрастанием расчетной нагрузки. Пластины на цапфах пальцев фиксируют различными способами; с расклепкой без шайбы и с шайбой и на шплинтах. Первый способ применяется в цепях, рассчитанных на небольшие нагрузки. При больших нагрузках грузовых подъемников, если нет необходимости частой разборки цепи, применяют способ расклепки с шайбой. При частой разборке используют способ фиксации с помощью шплинтов. Соединение участков цепи между собой осуществляется удлиненными пальцами на шплинтах. Крепление цепи к любой конструкции осуществляется с помощью концевых пластин. Основными размерами цепи являются шаг, расстояние между внутренними пластинами, толщина пластины. Пластины цепи рассчитывают в предположении, что нагрузка на пластины распределена равномерно. В действительности имеется некоторая неравномерность распределения нагрузки между пластинами, вызванная неточностью обработки отверстий пластин и диаметров пальцев. Кроме того, вследствие упругой деформации пальцев внутренние пластины нагружены больше, чем внешние. Эти факторы трудно учесть, поэтому цепь рассчитывают по формуле с учетом коэффициента запаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке, который должен быть не менее пяти для цепи, применяемой на грузоподъемной машине при машинном приводе и не менее 3 при ручном приводе. Преимуществом пластинчатых цепей по сравнению со сварными является большая надежность в работе, вследствие отсутствия сварного стыка, более плавное движение — скорость цепи 0,25 м/с (при необходимости скорость цепи можно увеличить до 1,5 м/с, соответственно увеличив коэффициент запаса прочности до восьми). Недостатком пластинчатых цепей является то, что они могут изгибаться только в плоскости, перпендикулярной к осям шарниров; значительная масса и стоимость по сравнению со сварными цепями, а также большой износ шарниров цепей. Звездочки пластинчатых цепей изготовляют коваными из стали Ст4 и Ст5 или литыми из стали 25Л; они представляют собой зубчатые колеса, зубья которых входят между пластинами цепей, а пальцы цепи, - во впадины между зубьями.
Проведем сравнительный анализ работы канатов и цепей подъемников по следующим показателям:
- по массе и размерам - наименьшую массу и поперечные размеры имеют стальные проволочные канаты, а наибольшую массу - пластинчатые цепи;
- по гибкости - наибольшую гибкость во всех направлениях имеют сварные цепи; стальные канаты также обладают гибкостью во всех направлениях;
- пластинчатые грузовые цепи имеют гибкость только в плоскости, перпендикулярной к осям шарниров, совершенно не допуская изгиба в плоскости шарниров - даже незначительный изгиб цепи в плоскости шарниров вызывает одностороннее нагружение пластин;
- по уровню шума при работе - при использовании стальных канатов отсутствует шум при работе даже при высоких рабочих скоростях;
- при использовании сварных цепей только при рабочих скоростях, не превышающих 0,1 м/с, не будет шума;
- по допустимой скорости - для сварных и пластинчатых цепей допустимы высокие рабочие скорости вследствие большой чувствительности к динамическим нагрузкам, что может вызвать внезапное разрушение цепи;
- стальные канаты хорошо воспринимают эта нагрузки и могут работать с весьма высокими скоростями;
- по характеру изнашивания и способам контроля - за процессор разрушения стальных канатов, начинающимся с обрыва внешних проволок, установлен ежедневный контроль, дающий возможность своевременно забраковать канат и заменить его новым;
- контроль изнашивания звеньев сварной цепи в местах контакта очень трудно осуществить, также сложно установить контроль изнашивания пальцев и пластин пластинчатых цепей;
- по прочностным свойствам и надежности - стальные канаты являются наиболее надежными грузовыми гибкими элементами;
- наименее надежными в работе являются сварные цепи - некачественная сварка одного звена может привести к внезапному разрушению цепи;
- в строительных кранах пластинчатые цепи надежнее сварных цепей, так как отсутствует сварной стык.
Сравнение гибких элементов по требуемым размерам барабанов, блоков и звездочек, а следовательно, по габаритам механизма подъема показывает, что применение грузовых цепей, для которых возможно использование приводных звездочек значительно меньших диаметров по сравнению с диаметрами барабанов для стальных канатов, позволяет существенно уменьшить грузовой момент на валу звездочки, а следовательно, передаточное число и размеры механизма. На основании приведенных выше соображений, несмотря на некоторое увеличение массы и габаритов механизма подъема, стальные канаты имеют наиболее широкое применение в грузоподъемных машинах.
<< Геотекстильные конструкции в строительстве | Виды кирпичной кладки и используемые средства подмащивания >>
На главную | Архив: информация, материалы |