Грузоподъемные механизмы, история применения
Современное грузоподъемное и транспортирующее оборудование, работающее с большими скоростями и обладающее высокой грузоподъемностью, являются результатом постепенного развития этого оборудования в течение долгого времени. Еще в глубокой древности, за 4000 лет до нашей эры, древнекитайская культура знала применение простейших грузоподъемных устройств— рычагов и полиспастов, используемых для подъема воды из колодцев и при возведении сооружений. Аналогичные устройства для поднятия и перемещения больших тяжестей были известны и народам Ближнего Востока. Строительные работы, связанные с поднятием и перемещением больших тяжестей с использованием грузоподъемных механизмов, производились, например, при сооружении египетских пирамид. Так, пирамида Хеопса, сооруженная в XXVII в. до н.э. имела высоту 147 м и сложена из 2,5 млн. известняковых блоков массой от 2 до 30 т.
Сложной технической задачей являлась установка плит Баальбекской террасы, находящейся на территории современного государства Ливан, имеющих длину до 20 м, сечение 4,8X4,2 м и массу более 1000 т. В античный период при строительстве храма Зевса в Гелиополисе во II в. н. э. были установлены колонны из порфира массой до 360 т; в храме Артемиды в Эфесе были использованы мраморные балки длиной до 90 м. Первыми средствами, облегчающими ручной труд, были рычаги, катки и наклонные плоскости. Проведение крупных строительных работ при таких средствах механизации требовало привлечения громадного количества людей. Так, на строительстве пирамиды Хеопса, продолжавшемся более 20 лет, было постоянно занято около 100 тыс. человек. Рычажные подъемники — прототипы современных стреловых строительных кранов — использовались для подъема воды. Еще за 22 века до нашей эры начали применять и простейшие вороты с ручным приводом.
Установка обелиска с использованием воротов
По материалам книги Александрова М.П. "Грузоподъемные машины"
<< Строительная опалубка, виды | Строительные леса >>
На главную | Архив: информация, материалы |