Импортозамещение "без мозгов". Парадоксы и проблемы российского инженерного образования.
Беседа с Кустарёвым Г.В. - академиком Российской инженерной академии, профессором, заведующим кафедрой "Дорожно-строительные машины" Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
- Мы и так, по сути, всю жизнь занимались импортозамещением, только слова такого не использовали - было просто машиностроение. То есть мы и так занимались производством машин, техники, оборудования, а при полноценной работе отрасли необходимости в импортной технике не возникало или она была минимальной.
К тому же термин "импортозамещение" - изначально порочен, потому что подразумевает дословно лишь замену уже существующего, копирование, попытку догнать - таким образом, это всегда отставание на шаг...
На первом этапе копирование допустимо, как, например, поступали китайцы, но в дальнейшем по-любому необходимо создавать независимое производство и обладать научно-техническим потенциалом.
Нас призывают к тому, чтобы современное производство было конкурентоспособным - это безусловно, но это не единственное и не первичное. Производство должно быть, прежде всего, последовательным и взаимосвязанным: невозможно добиться выпуска конкурентоспособной продукции, если не обеспечен выпуск качественных комплектующих, агрегатов, деталей. Необходимо производить всё, начиная с самых маленьких винтиков, чтобы импортозамещение было полным, иначе опять получится зависимость от зарубежных поставщиков.
В последние десятилетия нам внушали, что нет необходимости заниматься всем этим самим, что мол уже есть передовой зарубежный опыт и надо им пользоваться - в виде приобретения уже готовой продукции там, а самим достаточно заниматься только добычей и продажей сырья.
В результате получили, практически, полную деградацию промышленности. Хорошо, если, наконец, поняли, спохватились, и начнётся какая-то работа...
Теперь вот вспомнили, что для того, чтобы производить какие-либо машины, да и вообще любую готовую продукцию "оказывается" нужны станки... Как можно наладить производство качественной конкурентоспособной продукции, если не обеспечить производственные мощности современными станками и инструментами? Вновь обращаться к иностранцам? Опять импортозамещения не получается...
Стало быть, сначала надо наладить производство средств производства. Именно так и строилась отечественная промышленность, начиная с довоенного времени, с 30-х годов.
Но есть ещё одна составляющая, до которой пока не дошли: ведь нужно ещё и образование, нужны "мозги"!.. Кто будет налаживать отечественное производство, обеспечивать производство средств производства, или, хотя бы, работать на импортном оборудовании, если не будет соответствующих специалистов, инженеров, соответствующего образования?
Таким образом, пока планируется проводить импортозамещение без "мозгов". Такая вот государственная стратегия...
А что сейчас делается в образовании? - Как раз, истребляются "мозги", истребляются высокотехнологичные направления подготовки инженеров, специалистов, которые глубоко понимают современные процессы и способны заниматься передовыми разработками, а не плестись в хвосте мирового опыта... Но по непонятным причинам закрываются ВУЗ-ы. Выдумываются какие-то мифические показатели работы, вроде "эффективности".
Непонятно откуда взявшиеся чиновники-"реформаторы" в Министерстве образования буквально заявляют, что "мир стал турбулентный", и что поэтому образование должно быстро подстраиваться. Получается, что если где-то булькнул какой-то "пузырёк", то давайте сразу быстро переделывать то, что нарабатывалось десятилетиями, давайте всё ломать?.. Есть некие фундаментальные вещи в системе образования, наподобие законов Ньютона в физике, которые никак не могут зависеть от "турбуленции", от политической конъюнктуры.
И как можно серьёзно говорить об импортозамещении, если его некому делать, уничтожаются последние возможности для подготовки необходимых для этого кадров?..
Ещё одна стратегия Минобразования: надо находить такие формы повышения эффективности образования, которые не требуют финансирования... По мнению чиновников, эффективное образование должно ещё и приносить деньги. Поэтому сегодня преподаватели заняты больше тем, что ищут способы заработать для учебного заведения. Когда уж тут заниматься образованием?
Одно из недавних предложений реформаторов из Высшей школы экономики, которое они почему-то предлагают реализовать техническим ВУЗ-ам - отказ от кафедр. То есть, если имеются некие образовательные программы, то кафедры по специальностям уже не нужны...
Ещё одно предложение: полный переход на он-лайн образование, отказ от лекций. Зачем нужен живой лектор, преподаватель, если всё можно скачать в интернете?
Отказ от подготовки студентов по обязательным образовательным программам, переход к подготовке по их личному выбору. Откуда вчерашний школьник может знать, какие дисциплины ему нужны? Посоветоваться не с кем, выбрал себе он-лайн понравившиеся предметы, сдал удалённо зачёты, курсовые, и вот он - готовый специалист. А потом у нас падают здания, мосты, краны, самолёты...
В технических ВУЗ-ах остались считанные программы по подготовке инженеров, теперь, в основном, преобладают сокращённые программы подготовки бакалавров. При этом оставшиеся на плаву отечественные промышленные предприятия в один голос заявляют: Нам не нужны бакалавры! Дайте нам грамотных инженеров! В машиностроении и строительстве на лицо катастрофическая ситуация с кадрами и проблема с отсутствием грамотных специалистов, способных решать нетривиальные или конструкторские задачи.
Можно утверждать, что изменение системы образования уже произошло. И связанно это именно с заменой объёмов полных учебных программ на программы подготовки бакалавриата, которые, по сути, не являются законченным высшим образованием.
Кто такие бакалавры? - это специалисты, изначально предназначенные не для промышленного производства, а только для обслуживания, сервиса. Это специалисты для сфер эксплуатации или ремонта созданной кем-то другим техники, но никак не для её самостоятельного создания, не для задач конструирования. Поэтому, бакалавры не способны решить задачи импортозамещения.
При этом никто официально не заявляет или, хотя бы, открыто говорит о том, что закрывается полноценное высшее образование, система подготовки современных инженеров, но, де-факто, так оно и есть. Ситуация напоминает модель поведения Германии в начале 2МВ, во время присоединения (оккупации) Чехии. Тогда, для того чтобы использовать высокоразвитый промышленный и технический потенциал страны, но не допустить при этом чехов к ключевым функциям и должностям, было введено ограничение на высшее инженерное образование. Оно стало доступным исключительно для немцев...
Таким образом, у нас в стране на настоящий момент сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны провозглашается государственная стратегия по достижению независимости от импортных товаров, промышленной продукции, а с другой стороны - уничтожение самой основы для достижения такой независимости.
| Кому нужны выставки строительной техники? >>
На главную | Архив: информация, материалы |