Строительство оборонительных сооружений в период ВОВ
А.Вуколов.
Строительство масштабных оборонительных линий в межвоенный период ХХ века было широко распространено. В большинстве своём эти мощные фортификационные сооружения, в которые была вложена масса труда и средств, "не сработали", если не считать, с натяжкой, Линию Маннергейма. Причины такого положения были различными и не всегда лежали в военной плоскости. Попробуем кратко рассмотреть, что происходило в СССР в области фортификационного строительства перед войной и в самом её начале.
Великая Отечественная война, как известно, началась для нас неудачно. На эту тему написаны десятки книг, снято множество фильмов. О причинах отступления РККА и трагической неразберихи на фронте и в тылу в начальный период войны также сказано достаточно. Но уже в ходе войны в качестве одного из факторов поражения лета 1941-го года называли неподготовленность границы страны к обороне.
И это немного странно: советское государство имело оборонительную военную доктрину. Предполагалось разгромить противника на его территории, предварительно измотав в оборонительном сражении. Но ведь оборона должна на что-то опираться, - первое, что делает солдат, прибыв к месту предполагаемого соприкосновения с силами врага, - начинает окапываться. То есть создаёт простейшее полевое оборонительное сооружение - окоп или стрелковую ячейку. Первое, что делает страна, получив некие приращения к территории - обустраивает новые границы. СССР к тому же за полтора года до начала Великой Отечественной завершил Зимнюю войну с Финляндией, и многие помнили, каких усилий стоил нам прорыв линии Маннергейма. Плюс к этому у всей Европы была на устах другая линия укреплений - Мажино. Неужели Советский Союз не построил ничего аналогичного?
Это не так, разумеется. У нас была "Линия Сталина" (кавычки потому, что в официальных документах эту систему укреплений так никогда не называли), - которая по данным немецкой разведки включала в себя 2962 каземата и бункера для орудий и пулемётов. Цифра становится ещё внушительнее, если не забывать, что долговременная огневая точка не стоит одиноко в поле, а окружена системой окопов, ходов сообщения, прикрыта инженерными заграждениями; инфраструктура укрепрайона, о которой будет сказано ниже, вообще весьма сложна.
Так где же были все эти укрепления в июне 41-го? В этой фразе ключевое слово "где". Они были на старой границе, образовавшейся в результате Советско-польской войны 1919-1921 гг., когда значительные территории Украины и Белоруссии отошли Польше. В 1939-м году Советский Союз эти земли вернул, а кроме них - прибалтийские республики, Бессарабию и Северную Буковину.
Таким образом, граница отодвинулась от линии укрепрайонов на 35-300 км. В связи с этим, а также в связи с подписанием Договора о ненападении с Германией, было принято решение о консервации "Линии Сталина" и о начале строительства на новых рубежах "Линии Молотова" (эту линию укреплений так не называли даже неофициально, это новейшее изобретение).
Строительство оборонительной линии на новой (старой) границе началось, но из запланированных к постройке более 5800 ДОС (долговременное оборонительное сооружение) сооружены были лишь 880. Гарнизоны ДОТов также не были доведены до штатной численности. Кроме того, не стоит забывать, что укрепрайон это не только система огневых точек с гарнизонами. Одиночный ДОТ или даже узел обороны из нескольких ДОТов обходится, блокируется и впоследствии сравнительно легко уничтожается противником, если не имеет прикрытия. А так называемое "полевое заполнение" укрепрайонов на новой линии было крайне недостаточным.
Тут, немного отступив от основного вопроса, можно вспомнить печальную историю бельгийского форта Эбен-Эмаэль. Форт находился на бельгийско-голландской границе, строился три года и считался крупнейшим в мире. Это мощное сооружение было призвано защитить Бельгию от германской агрессии. И что же? Форт, имевший по штату гарнизон 1200 человек, взяли 78 (это преувеличение, но главное дело сделали именно они) немецких десантников, посадивших свои планёры на крышу крепости. Это событие считается первой операцией с использованием десантных планёров. А вывод один - новые технические средства требуют новых подходов к тактике.
Появление скорострельного оружия и новых средств сообщения вызвало к жизни позиционную войну. Ведь теперь, пока солдаты прогрызали оборону, противник имел возможность быстро перебросить на угрожаемый участок подкрепления. Оказывалась неэффективной многодневная (!) артподготовка - закопавшихся в землю людей очень трудно перебить всех до единого. С мёртвой точки дело сдвинуло появление на полях сражений танков. Фортификацией военачальники не пренебрегали никогда, но после Первой мировой войны инженерная подготовка позиций выдвинулась на первый план, особенно там, где заранее подготовленных рубежей обороны не было. Когда началась война, оборонительные рубежи Москву не прикрывали, т.к. наша военная доктрина, как было сказано выше, предполагала вести боевые действия на чужой территории.
...Инженерные части как отдельный "род войск" имелись ещё у древних ассирийцев. На барельефе VII в. до н.э. изображены воины, пытающиеся пробить стену штурмуемой крепости с помощью ручного бурава и кирок под прикрытием тяжёлых щитов других воинов. Впрочем, кирка имелась у каждого ассирийского солдата, но специальные отряды, предназначенные для прокладки дорог, наведения мостов и разбора завалов - такого не было ни у какого государства в то время, да и после. Кроме того, "инженерные войска" Ассирийской империи отвечали за осадные башни, тараны и т.п., т.е. имели не только оборонительные, но и наступательные функции. Это качество инженерных войск сохранилось до наших дней...
В составе РККА на начало Великой Отечественной войны находилось 9 инженерных и 9 понтонно-мостовых полков, кроме того имелось 252 сапёрных, мостовых и понтонных батальона. В составе каждой стрелковой дивизии имелся сапёрный батальон. В битве под Москвой приняло участие до половины инженерных частей Красной Армии.
Ситуация с оснащением инженерных и строительных частей техникой была не очень хороша. В гражданском строительстве использовался в основном импорт - экскаваторы, траншейные и котлованные машины, но их было мало. Например, впоследствии крупнейший в мире Магнтогорский металлургический комбинат, знаменитая Магнитка, был построен по воспоминаниям очевидцев "от кайла и лопаты". На фотографиях тех лет видно, что грунт вынимается вручную и транспортируется с помощью "грабарок" - конных повозок. Положение впоследствии несколько улучшилось - появилась автомобильная техника и 25 американских экскаваторов. Кроме того, настройку были направлены сваезабивочные копры и другие механизмы.
Строительство другого объекта - Беломорско-Балтийского канала - велось, как известно, силами заключённых, поэтому с механизацией там было ещё хуже. Широкое применение грузоподъёмных механизмов на мускульной тяге стало одной из визитных карточек этой крупной стройки. Один из строителей впоследствии вспоминал, как он работал на кабестане - ручном вороте, поднимавшем вагонетки с грунтом из котлована. Этот ворот он называл "египетским".
Механизация армейских подразделений также оставляла желать лучшего. В более хорошем состоянии находились понтонные части, но техники не хватало и там. Хотя до войны проводились эксперименты по созданию мостоукладчиков на базе танков Т-26 и БТ, до крупносерийного производства их не довели. В какой-то мере выручил ленд-лиз, поставивший на вооружение РККА широко известные автомобили "Студебеккер", "Додж", GMC и т.д., а также бульдозеры "Катерпиллер" и другую технику; однако это произошло значительно позже. Советское экскаваторостороение начало своё развитие в 1930-м году, когда было принято решение о замене парка импортных машин на отечественный. Первым советским экскаватором был выпущенный на Воткинском заводе и М-III. Он представлял собой паровой поворотный экскаватор массой 65 тонн и вместимостью ковша 1,5 м3. Строительство экскаваторов и несамоходных скреперов развивалось, но этой техники было недостаточно.
Ещё 18-го июля 1941-го года, когда стало ясно, что пограничное сражение нами проиграно, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о строительстве рубежей обороны на подступах к Москве. Строительство велось в полукольце, окружавшем столицу с севера, запада и востока. Стратегические рубежи обороны создавались на Можайском, Волоколамском и Малоярославском направлении. Общая протяжённость их составила до 10000 километров и до 300 километров глубину. Также оборудовались оборонительные позиции на ближних подступах и в самом городе. Таким образом, к началу октября были созданы Можайская и Вяземская линии обороны и Московский оборонительный район.
Здесь нужно вспомнить что инженерные войска не только "копают". На Вяземской линии обороны инженерными частями было установлено более 80 тысяч противотанковых мин. По неполным данным на минах подорвалось более 400 немецких бронемашин и несколько десятков танков. Были оборудованы минновзрывные, проволочные и даже эликтризуемые линии заграждения. Буквально ошеломило противника эффективное применение дистанционно управляемых фугасов. Некоторые из них имели радиоуправление.
Многие знают, что оборудовать оборонительные рубежи активно помогало население. Дело в том, что ввиду недостатка минновзрывных средств приходилось использовать большое количество "традиционных" заграждений - противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, устраивать завалы на дорогах и в лесах. Длина завалов составила 1500 погонных километров, противотанковых рвов было вырыто 600 км.
Опора на эти оборонительные рубежи позволяла нашим войскам изматывать ударные группировки противника в многодневных боях. Как писал К.Симонов, наши части напоминали пружину, которую всё сжимают и сжимают, но ведь когда-то она обязательно распрямится...
К моменту перехода в контрнаступление Западный и Калининский фронты имели в своём составе 19 инженерных, 19 саперных и 6 понтонных батальонов. В состав западного фронта входила целая сапёрная армия (1-я). Во всех зимних наступательных операциях 41-го года инженерные части обеспечивали наступление - прокладывали колонные пути и дороги, вели разминирование. Кроме того, помогали отражать контратаки и контрудары противника.
Вклад инженерных войск в оборону Москвы и в дальнейшее контрнаступления велик. Дальше была Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, взятие Берлина. Штурм городов без сапёров теперь вообще труднопредставим, а ведь этот опыт вырабатывался именно тогда.
Любая армия мира теперь имеет инженерные войска, правда, строительство линий укрепрайонов по образцу "линий Сталина и Молотова" отошло в прошлое - с появлением новых средств поражения он стали не нужны. Как интересный, можно отметить тот факт, что последними здесь тоже, кажется, были мы, имея до последнего времени линию УРов на границе с Китаем. Но это другая история.
<< К вопросу применения экзоскелетов в промышленной и строительной сфере - история разработок, виды, классификация | Бетон и фортификация >>
На главную | Архив: раздел специалиста строителя |