Россия в ВТО: первые итоги и тенденции на рынке строительной техники
В августе 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию, и к настоящему моменту уже подводятся некоторые итоги. Ушедший год был отмечен падением объёмов производства и поставок в отечественном отраслевом машиностроении. По данным профильного Комитета Союза машиностроителей поставки тракторов, сельхозмашин, коммунальной и дорожно-строительной техники за 2012 год снизились в среднем на 25%, что сопровождалось увеличением складских остатков у производителей. Если в 2010 - 2011 году выпуск продукции опережал сбыт у 12% предприятий, то аналогичный показатель 2012 года составлял уже 31%. В абсолютном выражении общее количество неотгруженной техники на 1 января 2013 года составило 9639 единиц (машин и агрегатов). Произошло падение поставок отечественной техники и на внешний рынок. Уменьшение экспорта в 2012 году в сравнении с 2011 составило в среднем 27,1%. Соответствующие доли на внутреннем и внешнем рынке заняли импортные аналоги. Ряд отечественных предприятий отрасли поставлены на грань банкротства и закрытия.
Вместе с тем, разговоры о государственной поддержке российского машиностроения начаты еще задолго до вступления России в ВТО. Так, по словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, первого вице-президента Союза машиностроителей России В.Гутенева, за 2010 - 2011 государство посредством субсидий, госгарантий по кредитам и профинансировало машиностроение более чем на 400 млрд.руб., но проблемы отрасли это не решило. К моменту вступления России в ВТО изношенность основных фондов достигала 70%, а мировому уровню соответствовало только 15% отечественных технологий.
С таким "багажом" Россия ратифицировала протокол, причём, по словам директора Института глобализации и социальных движений Б.Кагарлицкого, наша страна даже отказалась от некоторых возможных преференций. Хотя, например, Китай при подписании документов о вступлении в ВТО вообще официально объявил, что выполнять будет лишь те пункты, которые выгодны ему, а остальные проигнорирует. При этом американская сторона, по-своему заинтересованная в Китае, поддержала их перед другими участникам ВТО. Вероятно, что "китайское экономическое чудо" - агрессивная экспансия на чужие рынки и невыполнение ряда общих для других обязательств, связано отчасти и с этим. По экспертной оценке в 2012 году, при емкости внутреннего рынка около 5700-5900 единиц техники, доля импорта в его структуре за последние два года увеличилась почти до 60%, и большую часть его составляет китайская продукция.
Опыт Украины (5 лет в ВТО) и Киргизии (15 лет в ВТО) свидетельствует о том, что от вступления в ВТО могут пострадать не только проблемные отрасли производства - вполне успешные также могут прекратить своё существование. Становятся подтвержденными опасения, связанные с открытием своих рынков для иностранных компаний и одновременным снижением таможенных пошлин: это приводит лишь к увеличению экспорта сырья и импорта остальной производимой продукции.
В словах государственных лиц, в ведении которых находится вопрос вступления России во Всемирную Торговую Организацию, уже проскакивает термин "угроза". В частности, упомянутый В.Гутенев сказал, что "проводится очень большая работа по выработке мер, парирующих угрозу ВТО". А Б.Кагарлицкий признал, что ВТО навязывает главное правило игры в мировом экономическом пространстве - открытие внутренних рынков для чужой продукции.
Очевидно, что одними из первых изменения в экономической политике почувствовали отечественные машиностроители и производители сельхозпродукции. Хотя, при этом, именно они составляют основу функциональной экономики государства. Так, работа и жизнедеятельность производственных предприятий "Стройтехника", располагающиеся в различных городах и регионах России, уже более 40 лет являются существенной составляющей экономической и социальной жизни своих регионов. Они заметно поддерживают местный бюджет, обеспечивают занятость, социальную поддержку и стабильность на местах. Вместе с тем, руководство предприятий вынуждено констатировать факт, что ситуация заметно осложнилась, а действия мер государственной поддержки при интеграции в ВТО пока не заметны.
<< Где взять средства на модернизацию и развитие производства | Проблемы строительства гаражей и парковок >>
На главную | Архив новостей |