Электрическая схема мачтового подъёмника
Принципиальная электрическая схема грузоподъёмного механизма включает в себя информацию о составе электрооборудования подъёмника, назначении его элементов и взаимосвязи между ними в процессе работы. Как правило, при выполнении различных технических работ, связанных с монтажом, обслуживанием или эксплуатацией подъёмного оборудования, используется не принципиальная, а составленная на её основании, монтажная электрическая схема. В монтажной схеме дополнительно указывается тип кабеля (сечение и количество жил), его длина и способ прокладки, компоновка элементов, модели электромеханических устройств и т.п.
При составлении электрических схем, для обозначения элементов электрооборудования и связей между ними используются соответствующие графические обозначения, при этом все элементы, отражённые на схеме, имеют следующие буквенно-позиционные обозначения:
К- пускатель, реле или контактор (КМ - магнитный пускатель, КА - реле силы тока, КК- тепловое реле, КV - реле напряжения, КТ - реле времени); М - электрический двигатель; Р - контрольно-измерительный прибор (РV - вольтметр, РА - амперметр, PW - ваттметр); Q - разъединительные выключатели силовых цепей (QF - автоматический выключатель); R - резистор (RP - потенциометр); S - устройства коммутации в цепи (SA - переключатель, SB - кнопочный выключатель; SF - не силовой автомат; SQ - концевой выключатель, SR - выключатель, срабатывающий в зависимости от скорости вращения); Т - автотрансформатор, трансформатор (ТА - трансформатор тока, ТV - трансформатор напряжения); V - полупроводники и электровакуумные приборы (VT - транзистор, УД - диод, VS - тиристор); Х - соединения (ХА - скользящий контакт, токосъёмник, XS - гнездо, ХР - штырь); Y - механические электромагнитные устройства (YB - электромагнитный тормоз, YA - электромагнит).
Электрические цепи, входящие в схему мачтового подъёмника, в зависимости от назначения делятся на силовые, вспомогательные и цепи систем управления.
Силовые цепи - это электрическая обвязка рубильников; предохранителей; катушек максимального тока; главных контактов электромагнитных пускателей, контакторов и автоматов; статоров и роторов электродвигателей; катушек электромагнитов.
Вспомогательные цепи обеспечивают работу систем обогрева, освещения и звуковой сигнализации, они включают в себя соответствующие устройства и элементы управления (кнопки, выключатели и т.п.)
Цепи систем управления (включая цепи электрической и электромеханической защиты) состоят из катушек электромагнитных пускателей, контакторов и реле; кнопок управления движением грузонесущего органа подъёмного механизма; блок-контактов контакторов и электромагнитных пускателей; концевых выключателей, реле контроля фаз и т.п.
Электрооборудование мачтового подъёмника рассчитано на питание от внешней трёхфазной электросети переменного тока с напряжением 380/220 В, частотой 50 Гц и глухозаземлённой нейтралью. При запитке от сети, имеющей межфазное напряжение 380 В, подключение обмоток двигателя выполняется звездой, а цепи управления, тормозные электромагниты и вспомогательные цепи подключаются на 220 В между нулевым и фазовым проводами. В случае питания от сети с межфазовым напряжением 220 В, обмотки электродвигателя соединяют треугольником, и подключение вспомогательных цепей, управления и тормоза производится на межфазовое напряжение 220 В. В системе электрооборудования подъёмника предусмотрена защита электродвигателя от короткого замыкания и перегрузки, при помощи предохранительного автоматического выключателя.
В качестве примера рассмотрим электрическую схему грузового мачтового подъёмника ПМГ (Рис. 1.) Подключение к сети осуществляется трёхполюсным автоматическим выключателем QX, имеющим комбинированный расцепитель с катушкой, управляемой с кнопочного поста самовозвратной кнопкой (S2). Кнопочный пост оборудован электрическим замком (S1), соответственно для включения автоматического выключателя (Q) необходимо вставить ключ. Включение реверсивного двигателя механизма подъёма осуществляется реверсивным электромагнитным пускателем К, при помощи замыкания пусковых контактов самовозвратных кнопок "Вверх" и "Вниз" (S3, 4) кнопочного поста ПКТ-40.
В цепи предусмотрены соответствующие концевые выключатели (S6 и S7), размыкающие цепь в крайних положениях грузонесущего органа подъёмного механизма. На кнопочном посту (ПКТ- 40) также располагается сигнальная кнопка (S5) для включения звукового сигнала.
На некоторых моделях электрических строительных подъёмников мачтового типа (рис. 2), предусмотрено подключение на этажах дополнительных кнопок в цепи управления и сигнализации. В этом случае, принцип работы электрооборудования заключается в следующем: включение двигателя привода подъёмного механизма (М1) происходит при помощи электромагнитных пускателей (К1 и К2), которые приводятся в действие кнопками "Вверх" или "Вниз" (S1, S2); запуск двигателей механизмов перемещения (М2 и М3) внутри здания производится пускателями (К4, 5, 6, 7) при помощи соответствующих кнопок (S6, 7, 8, 9) на этажных пультах управления; блокировку грузонесущего органа в конечных точках перемещения осуществляют концевые выключатели (S14, 15, 16, 17, 18, 19), включённые в цепи управления соответствующих двигателей (М1, М2, М3). Для выбора монтажного или рабочего режима в электросистеме подъёмника предусмотрен универсальный переключатель. В монтажном режиме перемещение грузонесущего органа по путевой структуре происходит при непрерывном нажатии кнопки "Вверх" или "Вниз". В рабочем режиме эксплуатации включается система адресования, в этом случае, пуск двигателя производится коротким нажатием соответствующей кнопки, а остановка - кнопкой S3.
<< Управление подъёмниками с помощью пульта и панели | Глубинное строительное водопонижение иглофильтрами >>
На главную | Архив: информация, материалы |