Управление подъёмниками с помощью пульта и панели
Управление грузовыми строительными подъёмниками может осуществляется посредством выносного кнопочного пульта, панели стационарного поста управления, блока, закреплённого на грузонесущем органе, автоматической или полуавтоматической лифтовой схемы.
При управлении кнопками пульта, на нём, как правило, предусмотрена информационная табличка, указывающая направление движения грузонесущего органа "Вверх" и "Вниз" и устройства горизонтальной подачи/перемещения груза "Вперёд" и "Назад".
В случае, когда подъёмник не оснащён устройством адресования, для его управления используются кнопки самовозвратного типа, которые автоматически возвращаются в первоначальное разомкнутое положение при отпускании (для непрерывной работы механизма кнопку необходимо удерживать в нажатом состоянии). Это создаёт условие нулевой блокировки. Кроме того, на пульте управления расположена кнопка "Стоп" для аварийной остановки подъёмника, на случай невозврата, отпущенной кнопки. При её нажатии происходит отключения электропитания всех механизмов подъёмника, что приводит к его немедленной остановке.
При управлении подъёмником не оснащённым системой адресации, машинист обязан визуально контролировать движение платформы и при достижении заданного уровня остановить движение. Управление данным способом целесообразно при управлении подъёмниками, предназначенными для работы на относительно небольших высотах подъёма, так как при необходимости подъёма груза на значительную высоту довольно трудно обеспечить точность остановки груза в ручном режиме. Поэтому строительство высотных зданий осуществляется с использование подъёмников, оснащённых системой адресования, предназначенной для обеспечения автоматической остановки платформы или клети на необходимом уровне.
В процессе управления подъёмником, имеющим устройство адресации машинист задаёт команду на прекращение движения платформы с центрального пульта. В случае, когда система управления расположена непосредственно на грузовой каретке управление подъёмником выполняется не машинистом, а рабочим, прошедшим соответствующее обучение и инструктаж.
Помимо устройств адресования с функцией отсчёта этажей, в конструкциях строительных подъёмников применяются системы точной остановки - лифтовые схемы.
В этом случае при подходе платформы или клети к уровню требуемого этажа, нажимается кнопка точной остановки (одновременно с основной самовозвратной кнопкой). Кроме того, на некоторых строительных или специальных моделях грузовых подъёмников точная остановка грузовой платформы обеспечивается ручным управлением на уровне подачи груза. При этом находящийся на этаже рабочий производит точную остановку груза с помощью каната, который соединён с кнопочным выключателем через расположенный на оголовке мачты двуплечий рычаг.
При управлении строительным подъёмником машинисту необходимо учитывать влияние тормозного пути грузовой каретки на точность подачи платформы. Величина тормозного пути грузовой каретки определяется весом перемещаемого груза, регулировкой и степенью изношенности колодок тормозной системы, жёсткостью и длинной каната, а также направлением перемещения (тормозной путь, при движении грузовой каретки вверх меньше, чем движении вниз). Прекращение нажатия кнопки "Вверх" приводит к мгновенной остановке движения грузонесущего органа, в то время как при движении вниз остановка происходит с некоторым запаздыванием, и грузовая каретка проходит определённый путь, который называют провалом. Величина провала определяется отставанием времени срабатывания тормоза от момента отключения электродвигателя. Поэтому при ручном управлении машинисту необходимо останавливать движение вниз немного раньше, чем грузовая платформа достигнет уровня остановки. На точность позиционирования при остановке грузонесущего органа также влияют колебания за счёт собственной упругости каната.
При управлении строительным подъёмником на рельсовом ходу машинисту необходимо принимать во внимание некоторый пробег ходовой части подъёмника после того как будет отпущена соответствующая самовозвратная кнопка управления движением и учитывать величину продольного уклона для обеспечения точности остановки. Кроме того, не допускается одновременное использование механизмов подъёма и передвижения самоходных строительных подъёмников. Переключение механизма передвижения с прямого на обратный ход допускается только через его полную остановку. Резкое реверсивное переключение создаёт недопустимые динамические нагрузки, что может привести к выходу из строя механизма передвижения.
Управление грузопассажирскими подъёмниками осуществляется непосредственно из кабины (или люльки) с помощью кнопочных постов или рычажных устройств. Системы управления некоторых грузопассажирских подъёмников оборудованы кнопкой точной остановки, которую необходимо нажать перед нужным этажом. В период монтажа или демонтажа подъёмники данного типа управляются при помощи выносного пульта или с крыши кабины.
Механизмы горизонтальной подачи груза грузовых подъёмников, обычно управляются находящимися на этаже рабочими вручную или с помощью этажного пульта управления, при этом во время использования этажного пульта центральный пульт находится в отключённом состоянии. На некоторых моделях грузовых строительных подъёмников с этажных пультов также происходит управление вспомогательными механизмами вертикального перемещения платформы. В соответствии с положениями ГОСТ 21208-75 инструкция по эксплуатации каждого строительного подъёмника содержит информацию о системе сигналов (визуальных и звуковых) для оперативной связи машиниста и рабочих, принимающих груз на этаже.
Каждая перестановка подъёмника в процессе строительства может приводить к изменению состояния и параметров регулировки тормозной системы, высоты мачты и т.п. Поэтому перед началом работ в новых условиях машинист должен провести проверку и регулировку систем управления подъёмником.
<< Дистанционный способ управления строительными подъёмниками | Электрическая схема мачтового подъёмника >>
На главную | Архив: информация, материалы |