"Гулливеры" производства против государственной "Лилипутии"
Автор: Колесникова Анна, обозреватель (Москва).
С 4 по 9 июня в московском выставочном центре "Крокус Экспо" прошла международная выставка "Строительная техника и технологии 2013". Уже издалека можно было рассмотреть множество высящихся башенных кранов, как бы сообщающих посетителям выставки, что они "Гулливеры" в стране "великанов". За множеством иностранных марок можно было рассмотреть и краны российского производства. А чтобы найти отечественных производителей в павильонах, пришлось потрудиться. Всё больше предприятий России становятся представителями зарубежных экспортеров. Мало в стране смельчаков, которые производят своё строительное оборудование и технику. Но еще живы старейшие производства, мощности которых пока позволяют справляться с кризисом.
Мне удалось побеседовать с представителями челябинской компании "Специальные дорожные машины", производящей автогрейдеры. Их предприятие функционирует на рынке уже 15 лет. Начав с продажи запчастей, они вскоре наладили их самостоятельный выпуск, а к 2007 году запустили в производство автогрейдер, который и представляли на выставке.
По словам менеджера компании Терновой Ольги, они в последнее время всё чаще сталкиваются на рынке в своей ценовой нише с китайскими конкурентами. Таких автогрейдеров, которые производят челябинцы, продается 3-5 штук в месяц. Стоят они чуть меньше пяти миллионов рублей, потребители - частично бюджетники, частично коммерческие организации. Однако, менеджеры в последний год заметили, что предпочтение всё чаще отдается иностранной спецтехнике, в частности, той же китайской. И дело не в том, что российская уступает в качестве. Напротив, по многим параметрам отечественная продукция много лучше. Однако, финансовые возможности китайцев позволяют им в регионах устанавливать на демонстрационных площадках - шоу-румах несколько единиц своей техники, а также обеспечивать сервис и запчасти. У российских средних и мелких производителей часто нет свободных средств для того, чтобы иметь возможность замораживать их в виде выставляемых в регионах образцов техники без гарантии быстрого сбыта. Классическая организация продаж при нынешних экономических условиях им просто недоступна. Они работают только под заказ.
Поэтому российская продукция часто проигрывает в объемах поставок китайцам по таким параметрам, как удаленность склада поставщика от конкретного региона, время доставки, наличие сервиса и запчастей. С точки зрения прямой экономии, покупать у китайцев иногда дешевле - в случае, если речь идет о сопоставимой по цене и характеристикам технике. Однако, если посмотреть на проблему шире, то выходит, что своими деньгами российские покупатели опосредованно поддерживают зарубежные производства. Отсюда постепенный процесс импортозамещения поставок на внутренний рынок. Так, по словам ведущего менеджера компании "Специальные дорожные машины" Терновой Ольги, в последний год количество импорта, обеспечивающего внутренний спрос на тяжелую технику, вырос примерно до половины емкости рынка.
При этом, как коммерсанты, так и государство, закупая тот же автогрейдер у импортеров, действуют из соображений экономии. Но непроданная единица российской спецтехники - это невложенная в развитие и модернизацию отечественного производства прибыль. Если бы хотя бы госзакупки российской продукции носили массовый характер, то это было бы существенной частью общей поддержки государства, о которой просят машиностроители, и которую обещал президент РФ. Государству не так сложно потерпеть чуть более высокую, но разумную цену на спецтехнику, а также некоторые неудобства, связанные с длительностью доставки. Зато со временем и качество повысится, и себестоимость снизится, и сервис будет организован отечественный.
Но покуда такое простое решение не найдёт применения в России, можно сколько угодно проводить "косметические операции" экономики, но при этом слово "стагнация" вскоре постепенно будет вытеснено более жестким - "разрушение". В свете вступления России в ВТО каждый день промедления с государственной поддержкой всё больше приближает нас к так называемой точке "невозврата", за которой уже перестанет существовать последний "кран", способный зацепить экономику страны, скатывающуюся в пропасть саморазрушения.
И покуда этот "кран" еще стоит, покуда еще имеются какие-то российские промышленные силы, то быть может, государству стоит озаботиться сохранением их и созданием для их укрепления благоприятной экономической атмосферы. По крайней мере, таких условий, чтобы оградить чиновников от окончательного превращения в "лилипутов", норовящих связать "Гулливеров" производства.
<< Экономические реалии Крыма. Перспектива в ретроспективе |
На главную | Архив: информация, материалы |