Господдержка производства: миф или реальность?
Автор: Колесникова А.В. - обозреватель
24 апреля 2013 года машиностроители России забили тревогу, обратившись с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину. 38 руководителей ведущих российских предприятий и профсоюзных организаций подписали это обращение, полное боли за судьбу машиностроения. Вот только несколько пунктов из письма, которые вызывают сильную тревогу: "В первом квартале 2013 года крестьяне приобрели тракторов в 1,7 раза меньше, чем в первом квартале 2012 года, и в 2,2 раза меньше, чем в первом квартале 2011. При этом падение продаж с каждым месяцем растет. В марте оно было максимальным". При этом, как отмечалось в письме, падение продаж произошло на фоне высокого мирового спроса на технику, в том числе Российскую.
"С момента членства России в ВТО потери российских предприятий сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке превысили 5 миллиардов рублей. Во многом причину происходящего мы видим в отсутствии поддержки, обещанной государством производителям, и порой необъяснимых, а зачастую пассивных действий чиновников государственных органов власти", - говорит директор Ассоциации "Росагромаш" Евгений Корчевой. До сих пор не работает постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года №1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники". Продажи сельхозтехники прекратились из-за ожидания крестьянами 15% скидки.
Минсельхоз отрапортовал машиностроителям, что предоставление фермерам субсидий на российские тракторы должно начаться уже с июня 2013. Между тем, сезон сельхоз работ начинается ранней весной, июнь же - самый разгар, когда трактора уже должны вовсю работать в полях. Не учитывая отраслевые сельскохозяйственные "мелочи", Министерство сельского хозяйства не только ставит под удар урожай 2013, но и оказывает негативное влияние на выполнение многих указов и распоряжений президента в отношении смежных отраслей, таких как машиностроение.
Однако, в Минсельхозе так и не прокомментировали другую часть открытого письма машиностроителей, где утверждается, что Минсельхоз весной 2013 вместо выдачи субсидий крестьянам на покупку отечественной техники года с помощью сниженной процентной ставки начал стимулировать кредитование на покупку иностранной. Отличился "поддержкой" отечественного машиностроения и Минпромторг, который с 2013 года прекратил финансирование ставок по кредитам для производства российской техники на экспорт.
Кроме того, в открытом письме отмечено, что несколько раз президент поручал министерствам разработать меры по защите предприятий сельскохозяйственного машиностроения в условиях присоединения к ВТО (Поручение Минэкономразвития России от 04.03.2012 № ВП-П9-1260 о подготовке предложений по компенсационным мерам сельхозмашиностроения). Однако до сих пор не выработано ни одного положительного решения, не работает программа утилизационного сбора, программа поддержки экспорта российской сельхозтехники. И это на фоне увеличения импорта техники на российский рынок, который в январе-феврале 2013 вырос на треть в сравнении с тем же периодом 2012 года.
С этими тревогами и недоумением и обратились машиностроители к президенту - последней государственной инстанции, к которой аппелируют в исключительных случаях. И случай действительно исключительный - невыполнение чиновниками своих прямых обязанностей на фоне угроз последствий от вступления России в ВТО может пагубно сказаться на машиностроении, учитывая, что за последние 10 лет отрасль уже потеряла десятки крупных машиностроительных производств.
Видимо, открытое письмо всё-таки успел прочесть президент накануне своей прямой линии, состоявшейся 25 апреля 2013. Поэтому вопроса, связанного со вступлением России в ВТО, Путин коснулся, пообещав, что госсубсидии сельскому хозяйству в 2013 году вырастут до 180 млрд.руб. Также президент поручил Министерству сельского хозяйства контролировать инструменты защиты российских товаропроизводителей в условиях ВТО.
Спустя две недели - 7 мая 2013 Владимир Путин принимал отчеты министерств о выполнении президентских указов и распоряжений. На этом совещании, в частности, были заслушаны доклады представителей Минрегионразвития, Минпромторга и Минсельхоза. Казалось бы, уж они-то должны были упомянуть вопросы, связанные с плачевным положением машиностроительной отрасли России. Однако, ни в одном докладе не прозвучало даже слово "машиностроение".
Николай Слюняев, отчитываясь за Минрегионразвития, рапортовал об увеличении квадратных метров сданного в эксплуатацию жилья, однако не упомянул, что строительство этого жилья всё чаще ведется импортной техникой, что наши производители терпят бедствие, что многие сокращают производства. А это ведет к увеличению безработицы, которая и так уже является большой проблемой.
Правда, для Министерства труда эта проблема не главная, ибо она не обозначена одной из главных. Приоритетными в Минтруда стояли следующие задачи: 1) развитие трудовых отношений и вопросы зарплаты; 2) материальная поддержка инвалидов и создание им рабочих мест.
Если вчитаться в доклад министерства, то окажется, что министерство занималось исключительно вопросами заработной платы госслужащих. Выходит, что госаппарат занимается обслуживанием только своих интересов. Между тем, очевидно, что вопросы зарплаты простых граждан естественным образом решаются сами при нормализации экономики, которая базируется на сельском хозяйстве и машиностроении. Однако, машиностроение не упомянул в своём отчете даже Минпромторг. Денис Мантуров озвучил пять госпрограмм развития промышленности, утвержденных в конце 2012 года. Это авиация, судостроение, радиоэлектроника, фармацевтика, медицинская промышленность. Пятая программа - развитие промышленности и повышение конкурентоспособности - названа комплексной, направленной на ряд отраслей.
Ничего не сказав ни о проблемах машиностроителей, на которых тоже распространяется пятый пункт, Мантуров сделал акцент на создании рабочих мест и повышении производительности труда. При этом он не расшифровал, что значит "было создано порядка 40 процентов всех высокопроизводительных рабочих мест и свыше 40 процентов всех технологий". От чего брались проценты, если в стране растет безработица, в частности, в отрасли машиностроения, и о каких технологиях говорил Мантуров, если известно, что отечественное производство десятки лет не модернизируется, и уровень износа оборудования составляет 70%?
На том же совещании 7 мая у Путина отчитывался и Минсельхоз в лице Николая Фёдорова, который говорил о переориентации мер господдержки субсидиями. Если ранее субсидировались кредиты на закупку крестьянами необходимой техники, то теперь курс взят на прямые выплаты сельхоз производителям. Казалось бы, это упрощает процедуру покупки крестьянами техники по более низким ценам. Однако, Фёдоров не уточнил, где же затерялись те деньги, которые еще в середине апреля были перечислены из федеральных в региональные бюджеты, - деньги на проведение весенне-полевых работ. Ведь если бы к концу апреля перечисленные средства поступили крестьянам, то в открытом письме машиностроителей Путину уже не прозвучало бы недоумение по вопросу задержки субсидий. Но это противоречие никто не заметил. Зато все заметили речевой оборот, которым воспользовался Фёдоров в своём докладе: "Новая реальность для нас, для России, - это присоединение к ВТО, событие амбивалентное. И сельское хозяйство ощутило на себе не только преимущества". Преимущества от вступления в ВТО в докладе не упоминались вообще...
Более темы машиностроения уже и косвенно не касалась ни одна министерская мысль. На фоне такого отчета "ни о чем" ведущих министерств и ведомств по ключевым отраслям не были даже названы их болевые точки, не говоря уже о мерах по исправлению ситуации.
Хочется спросить президента, что он имел ввиду, когда предлагал обсуждать проблемы "с открытым забралом"? И еще хотелось бы уточнить, что понимается под сказанным президентом: "Важнейшим условием успеха нашей работы является вовлечение общества, граждан в процесс преобразований. Надо обязательно взаимодействовать с людьми, разъяснять логику и смысл наших действий, слышать мнение гражданского общества"?
Со своей стороны машиностроители как раз это и сделали - обозначили, что необходимо для остановки процесса разрушения российской промышленности в условиях ВТО. Эти пункты были указаны в открытом письме и так или иначе уже содержатся во многих указах и распоряжениях президента:
- запустить программу субсидирования производства сельхозтехники;
- прекратить субсидирование и государственный лизинг зарубежной, в том числе белорусской техники;
- начать государственное финансирование экспорта сельхозтехники.
Но логика и смысл действий правительства до сих пор не ясен ни простым гражданам, ни представителям машиностроительных предприятий. А пока министерства занимаются "формированием системы регулярного мониторинга деятельности таких структур с ежегодным докладом президенту" вместо реальной полезной работы, наши машиностроительные предприятия остаются один на один со своими проблемами...
PS: от лица простых граждан хотелось бы попросить господина Фёдорова уточнить смысл своих слов "присоединение к ВТО - амбивалентное событие", тем более, что сам президент в своём предварительном докладе велел разъяснять людям логику и смысл.
<< И.А. Вышнеградский - организатор науки и образования в области подъёмно-транспортного машиностроения | Мачтовые модульные фасадные платформы набирают высоту... >>
На главную | Архив: раздел специалиста строителя |