И.А. Вышнеградский - организатор науки и образования в области подъёмно-транспортного машиностроения
Сафонова Е.Н., к.т.н., профессор Ивашков Н.И. Московская государственная академия водного транспорта.
Выдающийся ученый, педагог, государственный деятель Иван Алексеевич Вышнеградский родился в 1832 году в Вышнем Волочке. В 1845 году после завершения учебы в Тверской духовной семинарии поступил в Главный педагогический институт, располагавшийся в Санкт-Петербурге, на физико-математический факультет, который окончил в 1851 году с серебряной медалью и полученным званием старшего учителя. Годы учебы в институте, в особенности лекции М.В. Остроградского и беседы с ним, заложили основу глубокого интереса И.А. Вышнеградского к математике и механике, вызвали желание самому совершенствоваться в этих науках.
Преподавая после окончания института математику и прикладную механику в военных учебных заведениях, в частности в Михайловской артиллерийской академии, И.А. Вышнеградский серьезно вникал в особенности артиллерийского производства. Его командировки в 1858 г. на заводы артиллеристского ведомства обнаружили технологическую отсталость российских предприятий, недостаточную квалификацию их персонала. С этого времени деятельность И.А. Вышнеградского начала приобретать отчетливую практическую направленность. Наряду с преподаванием различных разделов прикладной механики, он вел курсовое проектирование механизмов и приступил к конструкторской и инженерной работе.
В 1860 году Артиллерийская академия направила И.А. Вышнеградского в Европу для изучения опыта машиностроения. Более полутора лет он провел в Германии, Англии, Франции и Бельгии, знакомился с состоянием машиностроения на заводах и его преподаванием в высших учебных заведениях. Большое значение для дальнейшей инженерной деятельности ученого имела встреча с профессором Фердинандом Редтенбахером - знаменитым создателем теории построения машин. Под его руководством изучали практическую механику многие известные инженеры-механики и профессора , в том числе, и наши соотечественники. Он вел свою деятельность в политехникуме города Карлсруэ. Ученик И.А. Вышнеградского, видный ученый-инженер, один из организаторов высшего технического образования в России, В.Л. Кирпичев говорил: "Редтенбахера должно считать творцом машиностроения - науки, до него не существовавшей. Конечно, научное изучение машин началось гораздо раньше его, и ко времени начала деятельности Редтенбахера уже существовала прикладная механика, созданная главным образом трудами Кориолиса и Понселе. Но хотя обе упомянутые науки занимаются одним и тем же предметом - машинами, тем не менее, между ними есть существенная разница, происходящая от различия точек зрения. В прикладной механике машину рассматривают как нечто данное, существующее как готовый предмет, в ней изучают жизнь этого предмета и проявления этой жизни, то есть силы и движения, развивающиеся в машине. Между тем в машиностроении мы рассматриваем машину как дело рук человеческих: она еще не существует, ее нужно построить, изготовить, а наука дает правила этого построения. Редтенбахеру принадлежит заслуга постановки машиностроения на строго научную почву".
После возвращения на родину И.А. Вышнеградского утвердили профессором практический механики Михайловской артиллерийской академии. Он стал читать несколько курсов по машиностроению и машиноведению, в их числе, грузоподъемные машины, токарные станки, паровые машины. В должности инженера-механика Главного артиллерийского управления он занимался разработками проектов реконструкции крупнейших артиллерийских заводов, их внутренним оборудованием, но его деятельность в области практического и прикладного машиностроения не ограничивалась нуждами артиллерийского ведомства. Он руководил проектированием различных машин - подъемных, паровых, рабочих станков и др., выполнял многочисленные работы по проектированию для железных дорог, в частности, спроектировал пристань с механическим перегружателем грузов из барж в вагоны.
Прекрасно понимая значение для страны развития инженерного образования, И.А. Вышнеградский, рассматривая машину не как некую данность, но как продукт творческой деятельности, внес огромный вклад в создание научных основ конструирования машин. В.Л. Кирпичев отмечал: "Рассмотрение машин с первой точки зрения вполне достаточно, если мы пользуемся ввозимыми из-за границы машинами. Но если желаем насадить у нас производство машин, то необходимо обратиться ко второй точке зрения. Прикладная механика существовала в России до И.А. Вышнеградского. Но введение в России новой научной дициплины - машиностроения, и начало подготовки кадров к отечественному производству машин, и есть основная заслуга И.А. Вышнеградского". Именно И.А. Вышнеградского можно считать основателем русской школы инженеров-машиностроителей. Он ввел преподавание технических основ машиностроения, вёл курсы прикладной математики, термодинамики, теории упругости, грузоподъемных машин. К его заслугам также необходимо отнести введение для студентов курсового и дипломного проектирования. Он совершенно четко осознавал, что для полноценного понимания предмета не достаточно просто прослушать лекции, но необходимо на практике применить полученные знания. В 1884 году И.А. Вышнеградский представил свой проект развития профессионального технического образования в России. Проект предусматривал подготовку специалистов-инженеров с высшим техническим образованием, а также техников - со средним образованием. Кроме этого предполагалась серьёзная подготовка мастеров и рабочих различных специальностей.
<< Надёжность и долговечность несущих конструкций кранов | Господдержка производства: миф или реальность? >>
На главную | Архив: раздел специалиста строителя |