Армения, 7 декабря 1988... Как происходило восстановление после землетрясения.
Автор - Чумаков В.С. - Заслуженный строитель России, генеральный директор ЗАО Стройтехника.
Эта дата на долгие годы останется в памяти Армянского народа. Как свою собственную беду восприняли эту природную катастрофу все люди, проживающие на территории тогда еще государства СССР. Оперативно была организована помощь по спасению пострадавших от землетрясения и разработан план по строительно-восстановительным работам.
Утром 8 декабря в Минстрое СССР, был создан постоянно действующий штаб по чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий землетрясения в Армении. Штаб принял решение о формировании спасательных отрядов и строительно-монтажных поездов (СМП) с техникой и предметами обустройства (автокраны, транспорт ж/д и авто, прицепы и полуприцепы, землеройная техника, ПЭС - передвижные электростанции), рации, вагончики для спасателей, палатки, и продовольственный месячный запас.
Обговорили с маршалом Ахромеевым С.Ф. ситуацию, сколько нам необходимо самолётов ВТА (военно-транспортная авиация), и в какие ближайшие аэропорты направить их под погрузку для перелета в Ленинакан, и рабочих СМП, и оборудования и продовольствия, лекарств и т.д. Самолеты в течение трех дней стартовали в Мурманске, Плесецке, Калининграде, Ярославле, Рязани, Калуге, Череповце, Саранске, Чебоксарах. В Ленинакан вместе с рабочими прибыли наш Министр Строительства Решетилов В.И. и его заместители Резников Ю.Ф., Момот Н.Е., ответственные работники главков министерства, руководители ЗАО "Стройтехника".
Утром 8 декабря в Минстрое СССР, был создан постоянно действующий штаб по чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий землетрясения в Армении. Штаб принял решение о формировании спасательных отрядов и строительно-монтажных поездов (СМП) с техникой и предметами обустройства (автокраны, транспорт ж/д и авто, прицепы и полуприцепы, землеройная техника, ПЭС - передвижные электростанции), рации, вагончики для спасателей, палатки, и продовольственный месячный запас.
Обговорили с маршалом Ахромеевым С.Ф. ситуацию, сколько нам необходимо самолётов ВТА (военно-транспортная авиация), и в какие ближайшие аэропорты направить их под погрузку для перелета в Ленинакан, и рабочих СМП, и оборудования и продовольствия, лекарств и т.д. Самолеты в течение трех дней стартовали в Мурманске, Плесецке, Калининграде, Ярославле, Рязани, Калуге, Череповце, Саранске, Чебоксарах. В Ленинакан вместе с рабочими прибыли наш Министр Строительства Решетилов В.И. и его заместители Резников Ю.Ф., Момот Н.Е., ответственные работники главков министерства, руководители ЗАО "Стройтехника".
Началась круглосуточная работа. Панорама Ленинакана представляла собой город, который прошел Отечественную Войну, разрушенный авиабомбами и тяжелой артиллерией. Вместо зданий – горы обломков, на шоссе и площадях - провалы, инженерные сети разрушены. На улицах пылают костры – это оставшиеся в живых люди греются и готовят пищу. Прилетевших строителей сразу же разместили на поле стадиона имени Ширакаци. В палатках разместились спасатели из Коми АССР, Ярославля, Череповца, Мурманский коллектив базировался в районе Тбилисского шоссе, а также на фабриках имени Чкалова, Лукашина и в районе автовокзала. Эти отряды выполняли огромную, круглосуточную работу по разгрузке прибывающих вагонов и транспортных самолетов с тяжелой техникой. Первоочередной была и разборка спасателями завалов жилых зданий, школ, детских садов. В первые дни сводный отряд спасателей извлек из завалов 334 человека, в том числе живыми 49 человек. В дальнейшем к спасательным работам подключились отряды Минобороны и остальных строительных Министерств, работающих на второстепенных объектах, что вызвало решение Правительства СССР и КПСС поручить, Министру Решетилову В.И., возглавить в Ленинакане все спасательные и строительно-восстановительные работы.
Грустно и печально смотрелся бывший город Ленинакан: ничего кроме палаток, вагончиков и вагонов пассажирских поездов - одни руины. Предстояло, после ликвидации руин, застраивать территорию, принимать структурные решения. В итоге обозначился всеобщий план действий: Создано объединение "Армениязапстрой".
Образована из специалистов-проектировщиков проектная группа из 20 человек, безвыездно находящаяся в Ленинакане с руководителем ГПИ-6 Кухтенковым В.И. Главкам Министерства поручено проанализировать свои вопросы: по кадрам, по материально-техническому обеспечению, по механизации, автотранспорту, грузовым перевозкам. Особое внимание – создание материальной базы на месте. Все растворобетонные узлы, заводы, мехмастерские были разрушены, снабжать всем необходимым из центра для строительства города мы смогли только в начальный период, тем более было вынесено решение Правительства СССР строить повторно жильё только из монолитного бетона. Поэтому заводы ЗАО "Стройтехника" в ударном порядке изготовили и смонтировали на местах, где должны были проводиться бетонные работы бетоносмесительные установки, а на станциях и пунктах доставки цемента - пневморазгрузчики типа "Монжус". Были созданы и установлены батареи складов цемента ёмкостью 40 кубометров каждая, комплекты опалубок, строительных лесов, подмостей, вибраторов, вплоть до скарпелей, кирочек, молотков, соколов и мастерков, а также подъёмников для каждого СМП. Но главной была забота о рабочих и ИТР, направляемых в Ленинакан. Наши люди понимали трагедию дружественного нам Армянского народа, добровольно ехали сюда для оказания помощи. Никто не задавал вопроса: "Сколько я буду зарабатывать?" Люди были размещены в чудом оставшихся зданиях, в железнодорожных вагонах, палатках, вагончиках, организовали минимальное обустройство, питание.
Уже в январе 1989 г. силами созданного строительного объединения был восстановлен завод ЖБИ треста Ленинаканстрой. Построены в г. Ленинакан: бетонный узел, состоящий из 4- БСУ Ярославского завода "Стройтехника" производительностью 120 м3/час., мини КПД сейсмостойких панелей, выдерживающих девятибалльные колебания, производительностью 40 тыс. м3 в год. В его состав вошли цех по производству наружных панелей в формах с терморубашками, цех с вертикальными формами-кассетами для внутренних стен, эстакадой готовой продукции, с мостовым подъемным краном и цех по производству товарной арматуры производительностью 10 тысяч тонн в год и компрессорной. Большой склад цемента единовременного хранения 2500 тонн цемента и подземное приемное устройство для разгрузки одновременно из двух железнодорожных вагонов-хопров, трубопровод подачи цемента. База УМиАТ на 300 маш/мест. Склады ОРСа. Помещение аппарата объединения с тремя гостиницами-общежитиями, с проектным блоком, пищеблоком и центральной диспетчерской.
Построены на станции Аревик:
Асфальто-бетонный завод производительностью 100 тысяч тонн асфальта в год с битумохранилищем емкостью 1000 тонн с разогревом битума из железнодорожных цистерн и в хранилище с помощью паровоза. Кассетное производство вентиляционных блоков для монолитных домов и КПД. Повышенный тупик для единовременной разгрузки инертных за 30 минут из13 вагонов. База УПТК товарооборотом в год более 100 миллионов рублей. В Ахурянском районе построены и введены в эксплуатацию дробильно-сортировочная установка производительностью 120 тысяч м3 базальтового щебня карьер песка. По кооперации с черенцеванским карьером налажено дополнительное производство перлитового щебня и песка в объеме 60 тысяч м3 в год. Только в строительство базы вложено около восьми миллионов рублей. Министерством и Госснабом СССР было поставлено около 600 единиц различной строительной техники, в том числе башенных кранов 100 единиц (68 из них произведены "Стройтехникой"), грузовых строительных подъёмников, миксеров 80 единиц, металлической опалубки 1500 тонн. Для ускорения строительства объектов на стройплощадках непосредственно у домов были организованы мини полигоны для изготовления плит перекрытий с прогревом бетона с помощью термоматов.
В связи с резким отставанием строительства ТЭЦ в микрорайоне 58 были смонтированы, изготовленные и поставленные Министерством, быстровозводимые котельные. "Союзсевзапспецстроем" в кратчайшие сроки были восстановлены городские очистные сооружения. Работы велись напряженно, в высоком темпе и при полной всесторонней поддержке. Показательной, на первых порах, была ситуация перед самым вылетом в Ленинакан: все делалось как можно быстро, ну и были от этого прорехи. Небольшой эпизод: первые бригады спасателей должны были улететь ранним утром. 9 декабря, все подготовлено уже с 8 декабря. Поздний вечер, магазины закрыты, а продовольствие ещё не закуплено. Наш зам. министра Лосев Юрий Григорьевич, обратился в Моссовет: "Помогите решить, ранним утром уже вылет, но не успели купить провиант!" И вот волшебство: несколько магазинов рядом стоящих с нашим Министерством позвонили и предложили полный ассортимент продуктов, кроме спиртного. Вопрос решен!
Развертывание строительства шло одновременно со спасательными работами и проектированием. Первый четырехэтажный монолитный дом поручено возвести Чувашской Республике. 7 января, ровно через 1 месяц после катастрофы уже пошёл товарный бетон в фундамент дома. Работу решили доверить лучшим монолитчикам, а рядом с ними, в учебных целях начинали заливку бетона рабочие и ИТР СМП "Армениясевзапстрой". Сотни Ленинаканцев, представители власти стали свидетелями того, как Зампред Совмина РСФСР Лобов Олег Иванович и Замминистра строительства Лосев Юрий Григорьевич заложили в фундамент капсулу с текстом о страшной трагедии армянского народа и братской помощи России. Первый дом - это старт строительства жилья, культбыта 58 микрорайона, а далее последовали район Мармашен и другие, более мелкие пятна строительства. Уже в первый год было запланировано строительство 150 тыс. квадратных метров жилья, школ, детских садов, других объектов инфраструктуры. С весенним теплом серьёзную опасность представляет возникновение эпидемий. Первоочередная задача - необходимо восстановить городские очистные сооружения!
Я очень хорошо знал работников Нижегородского треста № 12, где мы, плечо к плечу в городе Ржеве строили водозабор на Волге, водовод протяженностью 6 километров, а также расширяли комплекс очистных сооружений, находящихся в нижнем течении от Ржева. Этот одаренный трест, работал вахтовым методом, организовал круглосуточную работу, очистные сооружения нового Ленинакана были введены в рекордный срок! По большому счету надо сказать, что монолитное строительство - это многодельная работа, требующая большого количества техники непосредственно у объекта. В связи с тем, что жители Ленинакана ждут - не дождутся нового жилья, проектные организации нашего Министерства, такие как "ГПИ-6", "ПТИ", СКБ "Строймеханизация", входящие в состав ЗАО "Стройтехника", СКТБ "Стройиндустрия", усиленно работали по проектированию, поиску новых решений для ускорения строительства, удешевления его, но с непременным требованием соблюдения сейсмических условий. СКТБ "Стройиндустрия" добилось-таки своего: непосредственно для Ленинакана разработало сборные конструкции домов, а также механизм испытания для возводимых домов - до 9 баллов по шкале интенсивности землетрясений! Результат внедрения таких домов оказался экономичнее, быстрее в полтора раза, и дешевле на 30%, чем монолитные здания. После компетентных испытаний на сейсмичность было решено весь жилой массив Ленинакана застраивать только с применением панелей, устойчивых к землетрясениям до 9 баллов. Мы увидели радостные лица в окнах домов новой серии с улучшенной планировкой.
Первый построенный после землетрясения дом, готовый к заселению
*****
К сожалению, начавшиеся процессы суверенизации Союзных республик прервали восстановление Ленинакана. Строители уезжали из Армении. Что можно было сделать в помощь пострадавшему народу Армении? Мы оставили в Ленинакане всю строительную технику, автотранспорт (более 600 единиц), оборудование производственных баз, и многое другое. Дай им Господь самим до конца восстановить бывший Ленинакан (сейчас город называется Гюмри).
<< Технологии производства железобетонных изделий на отечественных предприятиях | Изменения и дополнения в конструкциях полуприцепов автовозов >>
На главную | Архив: раздел специалиста строителя |