Механизация работ при перевозке и складировании цемента
Основными свойствами цемента являются лёгкая распыливаемость и вредное воздействие на него влаги. Цементная пыль вредно действует на организм человека и, кроме того, имеет абразивные свойства. Попадая на движущиеся части машин, она выводит их из строя.
В целях предохранения от распыливания и увлажнения цемент перевозится по железной дороге или автотранспортом в специальных бункерных вагонах, контейнерах, крафт-мешках, пластиковых упаковках "биг-бэг". Хранится цемент в закрытых помещениях, бункерах или силосах.
Цемент обладает способностью к самоуплотнению при длительном хранении. Рыхлый цемент имеет объёмный вес от 0,85 до 1,35 тонны на кубометр и обладает углом естественного откоса 15 градусов. Слежавшийся цемент имеет объёмный вес до 1,7 тонны на кубометр и способен держаться почти отвесными стенками.
Пуццолановый цемент меньше слёживается, чем портландский, но легче зависает в бункерах и труднее выгружается. Для того, чтобы обеспечить свободное истечение цемента из бункеров, углы наклона стенок рекомендуется делать не менее 65°. Свойство цемента слёживаться ограничивает высоту его складирования в насыпном виде: для портланд-цемента - 2 метра, для пуццоланового - 1,5 метра. При хранении цемента в силосах высота может быть значительно увеличена, но тогда его следует использовать в короткие сроки или периодически перекачивать.
Для транспортирования цемента со складов на строительные объекты, узлы и заводы бетона, ЖБИ, производственные предприятия применяются саморазгружающиеся автоцементовозы. Для погрузки и выгрузки цемента, перевозимого в мешках или упаковках типа биг-бэг, применяются стандартные средства механизации, используемые для штучных грузов, перевозимых в крытых вагонах. Наиболее распространёнными машинами для этих целей являются колёсные погрузчики, штабелёры.
Саморазгружающиеся вагоны типа хоппер для перевозки цемента обладают грузоподъёмностью до 60-70 тонн и объёмом от 40 до 80 кубических метров. Вагоны имеют несколько загрузочных люков. Загрузка цемента в саморазгружающиеся вагоны производится через люки в крыше, а выгрузка - самотёком под действием силы тяжести через люки, расположенные между тележками вагона, для чего нижним стенкам (днищу) задаётся наклон в 45-60°. Разгрузка занимает 10-12 мин.
Наиболее современным способом является пневматическая загрузка и выгрузка вагонов с хранением груза цемента в силосах или бункерах. Это обуславливается преимуществами пневмотранспортных установок, при помощи которых осуществляется полная механизация разгрузки, отсутствуют потери при выгрузке и перемещении по трубопроводам и почти полностью исключают трудоёмкие работы. Кроме того, применение пневмоустановок позволяет автоматизировать технологический процесс, что является существенным фактором при работе современных строительных производств.
Для погрузки/разгрузки используют либо стационарные всасывающие установки, либо передвижные пневмонасосы цемента, производительностью до 100 т/час. Для перемещения цемента на расстояния свыше 50 метров обычно рекомендуется применять стационарные пневмовинтовые насосы-питатели, устанавливаемые на фундаментах.
<< Погрузка цемента на складах | Бурение в обсадной инвентарной трубе >>
На главную | Архив: информация, материалы |