Кому нужны выставки строительной техники?
Представляем частное мнение специалиста отрасли - топ-менеджера одной из маркетинговых компаний, оказывающей услуги нескольким крупным производителям строительной спецтехники, попросившего подписать материал именем Илья Лейзарович.
СТТ: удача или неудача?
Складывается ощущение, что московская выставка "Строительная техника и технологии" (СТТ) с каждым годом становится все более неинтересной. Причем этот "неинтерес" проявляется как со стороны участников-экспонентов, так и со стороны посетителей. На официальном открытии СТТ-2014 от Алексея Стриганова - главы компании "Медиа Глоб" (организатора выставки) вновь, как и год назад, прозвучала фраза о том, что число участников форума перевалило за 1000. Однако если разобраться, кто они, эти участники - то становится понятно, почему количество не переходит в качество. Массовость экспонентов достигается в основном за счет привлечения в Москву китайских компаний, которые, имея полную государственную поддержку своего участия во внешнеэкономической экспансии, приезжают и к нам "понадкусывать" российский рынок строительной спецтехники и оборудования. Да, пока повсеместного засилья "made in china" нет, но это, как и на других рынках, дело времени. Но "выезжать" за счет Поднебесной - не дурной ли это тон?..
Обратимся к фактам: участие в выставке СТТ-2014 пропустили такие гиганты отраслевого машиностроения, как Caterpillar, Volvo CE и еще несколько крупных компаний. Да и стенды других серьёзных игроков этого рынка год от года мельчают. В кулуарах стало известно, что Komatsu на этот раз не стал строить второй этаж своего павильона, поскольку и без этого расходы на аренду одной только уличной площадки чрезмерны по сравнению с ожидаемой эффективностью и отдачей от участия в выставке. Компании JCB, John Deere, Ивановская марка в один голос заявили, что стоимость участия уже стала превышать пороговое значение. Многие поддерживают мнение, что резонно проводить СТТ не ежегодно, а через год. Бюджеты многих компаний (даже лидеров отрасли) не могут позволить себе нести такие неоправданные затраты на участие.
Конечно кризисный год, который Россия сейчас переживает, откладывает свой отпечаток на подобные разговоры. Но давайте взглянем на мировую практику: ни один крупный форум не проводится каждый год. Например, мировые выставки-лидеры: Bauma - проводится раз в два года, Intermat - вообще раз в три года. А какая необходимость у российских организаторов?.. Злые языки поговаривают об излишней жадности...
Еще одна проблема, которая проявляется все сильнее и сильнее. Некоторые участники более не считают СТТ местом, где встречается продавец с покупателем. Топ-менеджер одной из ведущих компаний отрасли, с которым мне удалось пообщаться, так прямо и сказал: "СТТ для нас - это уже не площадка для продаж, а всего лишь место, где мы встречаемся с нашими региональными дилерами". Шок!? - Да нет. По аудитории СТТ всё более очевидно, что среди неё мало реальных покупателей. Да - есть специалисты, да -есть дилеры, но где потенциальные покупатели? И это, мне кажется, главный просчёт и одновременно головная боль организаторов. У них нет четкой политики по привлечению на мероприятие именно потенциальных покупателей. Я не знаю, с чем это может быть связано, но очевидно одно - маркетинг "Медиа Глоб" не дорабатывает, видимо, думая, что компании сами должны задуматься над привлечением аудитории.
Одна компания и задумалась. Caterpillar в этом году в дни проведения выставки решила устроить параллельное мероприятие. Американский производитель 3 июня пригласил клиентов, партнеров и журналистов на демо-площадку в Химках, где показал свою технику в действии. В итоге, Cat сэкономил средства на баснословно дорогой аренде выставочной площади в "Крокус Экспо", а собрал, мне думается, не меньше дивидендов от мероприятия. Стоит отметить, что подобные решения не стали неожиданными. Так в Европе на выставке CeMAT-2014, прошедшей в мае, несколько компаний поступили примерно таким же образом.
Теперь пару фактов о наших, родных глазу и уху, отечественных производителях. Посмотрим на них через призму покупательского интереса. Может быть, это и объяснит небольшой интерес со стороны строительных или подрядных организаций к выставке СТТ, вернее к ее российской составляющей. Так вот, сами того не желая, мы подошли к еще одной проблеме, которая касается российской действительности. К сожалению, у нас в стране нет сильных производств по спецтехнике. Вернее так: линейка производителей, которые выпускают строительную спецтехнику мирового уровня, настолько невелика, что она не в состоянии привлечь много людей на "показ мод". Наши компании по старинке не привыкли к серьёзной конкурентной борьбе. Если с ними начинают конкурировать европейцы или, что еще хуже, китайцы, то наши сразу банкротятся или влекут жалкое существование. В этом свете я понимаю наш госаппарат, который не хочет или не умеет поддерживать такие заводы. Да там и поддерживать-то порой нечего. Ведь на них нет ни конструкторской мысли, ни нормального оборудования. А про современную организацию производства слышали лишь немногие. К примеру, всего только пару лет назад флагман отрасли среди отечественных производителей - "Концерн "Тракторные заводы" пришел к идее бережливого производства. Что тогда говорить о других заводах?..
Теперь ближе к выставке: в 2014 году мы пришли к тому, что на СТТ почти не представлены российские производители, что называется средней руки, не говоря уже о небольших. Многие из них сетуют на полное безразличие к ним со стороны государства и отсутствие поддержки. Якобы государство их игнорирует, а могло бы помочь с финансированием, в том числе и участия в выставках. Я тут вижу проблему в другом. Яркий пример: "Группа ГАЗ" участвует в выставках чуть ли не с первого года их проведения. Так вот компания уже порядка 7-8 лет возит по всем отраслевым форумам свою "новинку" мотор ЯМЗ-530, отмечая его уникальность и технологичность. За это время иностранные конкуренты заменили целые линейки своих двигателей, а наши ребята все доводят "до ума" один единственный... Это квинтэссенция всего, о чем я говорил выше. Полагаю, что недоразвитость российского производства - это болезнь не государства, а самих компаний, которые не способны или не хотят принять правила современной игры на рынке строительного машиностроения.
Нельзя пройти и мимо нашей общественно-профессиональной организации "Союз машиностроителей", которая по идее также должна иметь некий вес при организации такого крупного форума, как СТТ. Но что мы видим? На СТТ мелькают представители европейской ассоциации производителей оборудования, аналогичной американской ассоциации, а нашего родного "Союза машиностроителей" совершенно не видно...
Европейцы, американцы, не говоря уже про китайцев, помогают своим, поскольку все отношения между компаниями и ассоциациями выстроены на самом высоком уровне. У нас же "Союз машиностроителей" настолько бесполезная и никому ненужная организация, что она не в состоянии представлять даже свои интересы на форуме. А про помощь в продвижении российских брендов на мировой рынок вообще можно забыть. Да о чем можно говорить, если эти "машиностроители" не могут выстроить просто конструктивного общения с нашим государством и хотя бы какими-нибудь способами "выбивать" у него хоть какие-то средства для нужд российского машиностроения. Да и вряд ли она планирует заниматься этим. Для "Союза машиностроителей" важнее провести круглые столы среди старпёров-пенсионеров и очередной раз порассуждать о перспективах развития отрасли... Реальным же делом заниматься никто, к сожалению, не собирается.
<< Импортозамещение "без мозгов". Парадоксы и проблемы российского инженерного образования. | Экономические реалии Крыма. Перспектива в ретроспективе >>
На главную | Архив: информация, материалы |