Нагрузки на поверхности трения рабочих органов строительной техники
Орехов А.А., Шаклеин Ю.А. Московский государственный строительный университет.
Определение нагрузок на поверхности трения рабочих органов и сопряжений строительной техники.
Нормальная составляющая внешней нагрузки на поверхность трения определяется выражением:
Pn = pc*Ac (1)
где pc*Ac - соответственно контурные давления и площади поверхности трения.
Контурное давление на поверхность трения можно определить по параметрам опорной кривой - гипсограммы - при полюсном сближении εp и соответствующем относительном контурном давлении tpp:
Гипсограмма поверхности трения.
pc / pr = tpp (2)
Принимая фактическое давление pr равным поверхностной микротвердости, т.е. pr = Hs = Ks*Ho и выражая контурную площадь As через номинальную ширину поверхности трения B, максимальную глубину шероховатого слоя Rmax и парциальную величину микроизноса Da, получим (1) в виде:
Pn = Ks*Ho*tpp*B*Rmax*Da (3)
где Ks = (0,618 / Dm)Dm/Da
Da - парциальный микрометалл.
В качестве опытного образца выбрана дорожно-строительная машина - фрезерный планировщик. Применительно к ножам дорожной фрезы, наплавленным по передней грани различными покрытыми электродами (И - 1, СКБ, ЦН - 16 и др.), получены следующие значения нормальной нагрузки:
Расчетные значения нормальной нагрузки на нож дорожной фрезы
Материал | Ho, кгс/мм2 | Ks | Da | tpp | Rmax, мкм |
Pn, кгс | Δ, % |
Сталь 45 | 225 | 1,51 | 0,450 | 0,50 | 28,6 | 54,66 | 16,3 |
110Г13Л | 240 | 1,37 | 0,60 | 0,55 | 15,3 | 41,53 | 11,6 |
И-1 | 600 | 1,21 | 0,440 | 0,55 | 13,42 | 51,45 | 9,5 |
СКБ | 500 | 1,19 | 0,595 | 0,50 | 10,46 | 46,30 | 1,5 |
ЦН-16 | 550 | 1,18 | 0,540 | 0,55 | 8,62 | 41,6 | 11,5 |
ПЛ-400Х38Г3РТЮ | 800 | 1,251 | 0,510 | 0,49 | 7,94 | 49,96 | 4,3 |
Э-3 | 460 | 1,208 | 0,420 | 0,58 | 12,4 | 42,00 | 10,6 |
Т-620 | 820 | 0,90 | 0,620 | 0,60 | 6,28 | 43,1 | 8,2 |
Примечание: ширина поверхностей трения ножей B = 25мм.
Из таблицы 1 следует, что расчётные значения нормальной нагрузки отличаются от экспериментально замеренной тензометрическим методом 47 кгс на величину Δ = 1,5 - 16,3 %. При средней расчетный нагрузке 46,325 кгс расхождения с экспериментальной нагрузкой составляет всего Δ = 1,4%.
Расчёт по (3) выполняли также для определения нормальной нагрузки на поверхности трения модельных шарниров цепи привода драги. В таблице 2 приведены результаты расчёта применительно к модельным пальцам, наплавленным электродами ВСН-12, ОМГ-Н, ВОН-6 и др. Ширина поверхности трения равна B = 5мм; нормальная нагрузка задавалась равной 110 Н.
Расчетные значения нормальной нагрузки на модели шарнирных элементов оборудования:
Электроды | Ho, кгс/мм2 | Ks | Da | tpp | Rmax, мкм |
Pn, кгс | Δ, % |
ВСН - 12 | 7500 | 1,333 | 0,580 | 0,48 | 8,47 | 117,87 | 7,15 |
ОМГ-Н | 4700 | 1,255 | 0,445 | 0,53 | 14,14 | 98,35 | 10,60 |
ВСН - 6 | 6200 | 1,306 | 0,406 | 0,52 | 11,05 | 94,45 | 14,14 |
ОЗШ - 1 | 5600 | 1,214 | 0,416 | 0,51 | 6,74 | 48,6 | 55,80 |
ОЗИ - 1 | 7300 | 1,164 | 0,402 | 0,53 | 13,5 | 22,2 | 11,09 |
НГ-2 | 6500 | 1,225 | 0,514 | 0,50 | 15,89 | 67,26 | 46,6 |
Х-5 | 10400 | 0,817 | 0,320 | 0,53 | 21,89 | 157,72 | 43,4 |
Из таблицы 2 видно, что расчетные значения нормальной нагрузки в зависимости от свойств наплавленного металла отличаются от заданной нагрузки Pn =110 Н на 7,15 - 55,8 %. При среднем расчётном значении Pn = 114,35 Н расположенные с экспериментальной нагрузкой составляет Δ = 3,95 %.
На основании полученных результатов можно сформулировать основные выводы.
1. Выражение (3) для определения нормальной нагрузки на поверхности трения рабочего органа строительной техники учитывает определяющие параметры исходных и кинетических свойств металла, геометрии и микрогеометрии поверхностей трения, что позволяет с достаточной для практики точностью оценивать уровень нагружения детали.
2. Для обеспечения необходимой точности определения нормальной нагрузки по выражению (3) требуется не менее 7-8 различных по структурному классу материалов. Меньший объём выборки возможен при однотипных металлах.
<< Поворотные шиберы двухпоршневых бетононасосов | Проблемы количественной оценки риска подъёмной техники >>
На главную | Архив: информация, материалы |