Строители и техника на работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Страница 3
Для строительно-восстановительных работ в распоряжения строителей поступала самая совершенная отечественная и зарубежная техника. Заказы Чернобыля изготавливались заводами в короткие сроки. Так, например, заказ на изготовление несущих конструкций перекрытия реакторного зала был размещен на Днепропетровский завод им. Жданова 27 августа, а с 5 по 8 сентября 320 тонн металлоконструкций большепролетных балок были не только изготовлены, но и вывезены для сборки на площадку около станции.
На подаче бетона работали производительные бетононасосы, автобетононасосы. Автобетононасосы западногерманских фирм "Путцмайстер" и "Швинг" имели стрелы для подачи бетона до 52 и 46 м, оборудованы выносными пультами управления и телекамерами. Объем укладки одним автобетононасосом в сутки доходил до 1200 кубических метров бетона.
На фото справа - Лыков Г.Д., начальник СУ № 605.
На монтаже металлоконструкций использовались уникальные краны фирмы "Демаг" с грузоподъемностью основной стрелы до 600 т. этими кранами осуществлялся монтаж укрупненных блоков металлоконструкций весом 160-180 т. при вылете стрелы до 78 м, высоте монтажного уровня 63 метра.
На вывозке бетона было задействовано 108 автобетоносмесителей (миксеров) Туймазинского завода и 80 автосамосвалов Минского автозавода. Вывозка щебня, суточная доставка которого в отдельные дни доходила до 3 тыс. кубометров, осуществлялась автосамосвалами КРАЗ, имеющими защищенные от радиации кабины.
Долговременная консервация разрушенного блока ЧАЭС с помощью защитного сооружения "Саркофаг", предотвращающего утечку радиоактивных веществ, началась с проектных работ (май-август 1986 г., частично велись параллельно со строительством) и закончилась в ноябре 1986 года.
Вначале планировалась установка временной защитной крыши ("Зонта") для сокращения выбросов радиоактивных веществ в окружающую атмосферу. Однако в ходе подготовки ее к установке (летные испытания "Зонта" на вертолетной площадке) произошел обрыв узла крепления троса с защитной крышей к вертолету после его взлета. "Зонт" пришел в полную негодность и от этого варианта пришлось отказаться. Сооружение "Саркофага" велось Управлением строительства № 605 круглосуточно. Работы начались с создания разделительной стены между 3-м и 4-м ЭБ (стена биологической защиты). Участие строителей в работах было жестко ограничено из-за высоких уровней радиации. Подача бетона в "тело" "Саркофага" осуществлялась управляемыми на расстоянии бетононасосами. Монтажные работы также проводились под наблюдением телекамер.
Фактически "Саркофаг" не является полностью герметичным. Смонтированные теплообменные и вентиляционные системы (с фильтрами) поддерживают внутри заданные условия. Установлены диагностическая аппаратура и средства контроля.
<< Без опалубки монолита не будет. Анализ современных опалубочных систем. | Работы по восстановлению храмов, особенности установки и наладки колоколов >>
На главную | Архив: раздел специалиста строителя |