ПО СТРОЙТЕХНИКА
оборудование для строителей России с 1971 года

+7(499)265-0917, (499)265-0918, (800)301-0545 Сделать звонок

Спасательные и строительно-восстановительные работы в г. Ленинакан (Гюмри)

Автор - Чумаков В.С. - Заслуженный строитель России, генеральный директор ЗАО Стройтехника.

Первый сводный отряд спасателей и строителей «Главверхневолжстроя» был сформирован 9 декабря 1988г. Отряд в количестве 36 человек и тремя 16 тонными кранами вылетел с аэродрома «Туношно» из Ярославля самолетами ИЛ-76 в Ленинакан. В городе Ленинакане уже действовал штаб по ликвидации последствий землетрясений возглавляемый первым заместителем Минсевзапстроя СССР Лосевым Ю.Г. Штаб, и часть отрядов строителей располагалась на стадионе г. Ленинакан. По указанию руководителей штаба Момота Н.Е. и Резникова Ю.Ф. Ярославский отряд разместился на стадиоене в палаточном городке (на базе которого был создан Ярославский строительно-монтажный поезд). Нам была поручена разборка дома на ул. Ширакаци и дома на Ереванском шоссе. Вторая группа в количестве 40 человек прибыла в г. Ленинакан 20 декабря 1988г. Автотранспортом (это строительное оборудование, бульдозеры, экскаваторы, вагончики, палатки, продовольствие). Все вновь прибываемые отряды были объединены на базе Мурманского отряда в количестве 600 человек, и была организована круглосуточная работа. Расчистка завалов была закончена 25-28 декабря 1988г.
 
Параллельно с расчисткой завалов был возведен палаточный городок на 1200 мест для пострадавших от землетрясения. Эшелонами поступала техника, вагончики, механизмы и продовольствие для пострадавших в г. Ленинакане. На окраине Ленинакана Ярославским СМП уже в феврале 1989г. был возведен городок из вагончиков со всеми коммуникациями на три тысячи человек. После завершения работ по разборке завалов все отряды переключились на восстановительные работы жизненно-необходимых объектов и строительство баз для восстановления разрушенных сооружений и строительства новых объектов. Было создано ПСО «Армениясевзапстрой» каждая территория (это 25 территорий) создало в Ленинакане свой строительно-монтажный поезд, вошедший в ПСО «Армениясевзапстрой». Каждый поезд был оснащен техникой, транспортом, оборудованием, бытовыми помещениями, квалифицированными рабочими и ИТР, способными выполнять все виды строительно-монтажных работ, начиная с нуля до сдачи. Было создано 28 строительно-монтажных поездов, трест Мехнизации, атобаза на 300 автомобилей, с общей численностью 6 тысяч человек. Приступили к работке промышленных объектов, фабрик им. Чкалова, Лукашенко, были восстановлены очистные сооружения, завод железобетонных конструкций, Араратский цементный завод. Построено три сборно-щитовых школы на три тысячи учащихся и в них сразу же начались занятия. Шло полным ходом строительство новых баз. Это бетонные узлы, склады цемента, битумохранилище, завод по выпуску асфальта, подъездные железные дороги, повышенные тупики и площадки для разгрузки инертных материалов. Шло восстановление разрушенной школы по ул. Ширакаци к началу учебного года.
 
1989 Ивановский поезд восстановил эту школу. Чувашский, Мордовский, Калужский и Орловский поезда восстановили три детских садика по 140 мест. Проектирование шло параллельно. Работали с листа и исходя из опыта. У Минстроя СССР был накоплен опыт строительства монолитных домов по территориям. По указаниям первого зам.министра Лосева Юрия Григорьевича с некоторых территорий были забраны готовые опалубки для монолитного домостроения. Это Чувашия, Нижний Новгород, Смоленск, Калининград, что позволило разнообразить дома на МКР-8. Первый дом был заложен Чувашским СМП - 7 января 1989 года и сдан под заселение в июле 1989 года. Ярославцы переработали фундаменты домов на сборные, и начали закладку двадцати домов в МКР-8 для военнослужащих, у них было две своих опалубки. В конечном итоге они возвели двадцать домов. Пятнадцать домов сдали под заселение с магазинами и детским садиком.
 
В марте 1989 года был спроектирован МКР-58 с привязкой домов по поступившим опалубкам. КБ им. Якушева разработало типовые дома на все микрорайоны. По указанию Лосева Ю.Г. на заводах «Стройтехника» и территориальных объединений были изготовлены щиты опалубки. Это около трех тысяч тонн металлоконструкций и в июне 1989 года все поезда были оснащены опалубками, созданные базы по бетону могли выдавать до 1800м3 бетона в сутки. На МКР-58 было подготовлено к пуску тепла 36 домов, смонтировано 5 трансформаторных подстанций. Отставало строительство основной котельной и реконструкция высоковольтной подстанции (работы выполнялись местными организациями). Было принято решение смонтировать временные котельные на МКР-58 и подключить ТП по временной схеме. И уже в январе 1990 года на первые дома было пущено тепло. В целях ускорения строительства, монолитные перекрытия домов были перепроектированы на сборные. Оперативно работали службы «Минсевзапстроя». В течение двух месяцев на заводах «Стройтехника» все поезда были оснащены поддонами для изготовления сборных перекрытий непосредственно под башенными подъемными кранами на площадках. «Минсевзапстроем» и КБ им. Якушева монолитный дом был переаботан на сборный вариант. В кратчайшие срок был построен цех по выпуску сборных перегородок и в сентябре 1990 года был смонтирован первый сборный дом на МКР «Мармашен». В июне 1990 года началось строительство монолитных домов на МКР «Мармашен» где планировалось построить 127 домов, две школы, три детских садика и ряд магазинов. Большие простои были из-за задержки цемента. На МКР-58 было сдано 60 домов (68т.м.2), пять трансформаторных подстанций, три временных котельных, проложено 4,5 км. Тепловых сетей, десятки километров кабельных, водопроводных, канализационных сетей, дороги и площадки. На МКР-8 сдано 15 домов. На МКР «Мармашан» было заложено 80 домов и фундаменты под школы и детские садики. Были смонтированы и сданы под монтаж оборудования фабрики им.Чкалова и им. Лукашенко. По ряду причин строительство в г. Ленинакане территориями было прекращено. Вся строительная техника, оборудование, механизмы, грузовые подъемники, краны, автотранспорт, бытовые городки были переданы вновь созданным Армянским трестам.

<< Армения, 7 декабря 1988... Как происходило восстановление после землетрясения. | Изменения и дополнения в конструкциях полуприцепов автовозов >>


На главную Архив: раздел специалиста строителя


Соpуright ПО «Стройтехника» Копирование материалов сайта запрещено. См. Раздел о защите авторских прав, условиях использования ресурса и сотрудничества.